1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Владимирский край до начала XX века являлся традиционно моноэтническим и мононациональным (русские составляли 99,74% всего населения). В настоящее время регион представляет собой мультикультурное сообщество с этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами.
Значение поддержки русского языка в качестве языка сближения народов как важного фактора в деле укрепления единства российской нации особо подчеркивается в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666).
Государственная политика в сфере образования направлена на повышение качества преподавания и изучения учебных предметов гуманитарной направленности, в том числе русского языка, литературы.
С целью возрождения интереса к чтению, повышения языковой культуры и уровня грамотности обеспечиваются меры, направленные на повышение качества обучения за счет развития кадрового потенциала, совершенствования учебных программ по русскому языку, модернизации методического обеспечения, широкого использования современных педагогических технологий.
В общеобразовательных организациях региона реализуются:
- мероприятия Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 N 481;
- комплекс мер, направленных на защиту, поддержку и укрепление позиций русского языка во Владимирской области, утвержденный распоряжением администрации Владимирской области от 04.02.2016 N 59-р.
В 100% организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, обеспечено преподавание русского языка на уровне, рекомендованном Министерством просвещения Российской Федерации.
В общеобразовательных организациях области работает 1000 учителей русского языка и литературы. Кадровый состав педагогов-словесников на 98,3% состоит из специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, 89,4% педагогов имеют квалификационные категории, из них 54,5% - высшую квалификационную категорию.
В целях популяризации русского языка для обучающихся образовательных организаций проводятся: праздник "День славянской письменности и культуры", Всероссийский конкурс юных чтецов "Живая классика", Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку и литературе, Международная игра-конкурс по русскому языку "Русский медвежонок - языкознание для всех", Региональный конкурс чтецов "Зачарованный голос", Открытый региональный конкурс "Юный словесник".
На региональном образовательном сайте проектной деятельности ВИКИ - Владимир в сообществе учителей-словесников www.vladimir.i-edu.ru размещены сетевые проекты и конкурсы.
В общеобразовательных организациях соблюдается установленное законодательством Российской Федерации право граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации. Учебные планы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, предусматривают обязательную предметную область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" на уровне начального общего образования и "Родной язык и родная литература" на уровне основного общего и среднего общего образования.
В целях сохранения языков народов, проживающих на территории Владимирской области, предусмотрена поддержка национальных общественных объединений по изучению, сохранению языковой культуры, создание национальных культурных центров, проведение мероприятий, выпуск печатных периодических изданий на родном языке. Национальные общественные организации серьезное внимание уделяют сохранению национального языка, обучению подрастающего поколения. Так, в Центре развития ребенка - детский сад N 108 г. Владимира с 2013 года организована работа группы с татарским этнокультурным компонентом, где дети обучаются татарскому языку. Изучение армянского языка проводится на базе Армянского культурного центра (г. Владимир).
Несмотря на системную работу по популяризации русского языка, проводимую на всех уровнях системы образования, имеется ряд проблем: