(с изменениями на 20 марта 2019 года)
(в ред. Дополнительного соглашения N 1 к Республиканскому соглашению между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017 - 2019 годы от 20.03.2019)
(15 сентября 2016 года, N 44)
Республиканский союз "Федерация профсоюзов Республики Башкортостан" (далее - Федерация профсоюзов Республики Башкортостан, Федерация профсоюзов), объединения работодателей Республики Башкортостан (далее - объединения работодателей) и Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство), вместе именуемые Стороны, заключили настоящее Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством на 2017 - 2019 годы (далее - Республиканское соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.
(в ред. Дополнительного соглашения N 1 к Республиканскому соглашению между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017 - 2019 годы от 20.03.2019)
Приоритетными целями Республиканского соглашения являются проведение социально-экономической политики, направленной на обеспечение прав граждан на достойный труд, повышение уровня жизни работников и членов их семей на основе устойчивого развития экономики, роста производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста.
Обязательства и гарантии Республиканского соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников.
Обязательства работодателей принимают на себя также Федерация профсоюзов и Правительство в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
1.1. Республиканское соглашение распространяется на работников организаций, в том числе входящих в холдинговые компании, профсоюзные организации которых входят в Федерацию профсоюзов, а также на членов объединений работодателей, принимавших участие в разработке и заключении Республиканского соглашения.
Другие профсоюзные объединения и объединения работодателей могут присоединиться к Республиканскому соглашению путем письменного уведомления Сторон Республиканского соглашения.
1.2. В соответствии с порядком, утвержденным Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская трехсторонняя комиссия), руководитель органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего единую государственную политику в области труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении Республиканского соглашения, присоединиться к нему.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации Республиканского соглашения и источнике его опубликования.
1.3. Условия Республиканского соглашения являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей, в пределах обязательств, взятых ими в рамках своей компетенции и законодательства.
В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Республиканского соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях и порядке, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Республиканского соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Республиканского соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Республиканского соглашения в отношении данного работодателя.
1.4. Изменения и дополнения в Республиканское соглашение производятся по соглашению Сторон.
1.5. Для обеспечения реализации Республиканского соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках Республиканской трехсторонней комиссии разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Республики Башкортостан, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и добиваются их реализации.
1.6. Текст Республиканского соглашения направляется:
Правительством - администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, министерствам, ведомствам и редакциям газет для опубликования;
объединениями работодателей, которые принимали участие в разработке и заключении Республиканского соглашения, - работодателям, входящим в данные объединения работодателей;
Федерацией профсоюзов - организациям - членам Федерации профсоюзов.
2.1. Реализуют социально ориентированную экономическую политику; осуществляют меры, направленные на создание благоприятных условий для устойчивого развития предпринимательства, производства товаров и услуг и обеспечение на этой основе повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения Республики Башкортостан. Содействуют достижению показателей, установленных согласованным Сторонами перечнем, указанным в приложении N 1 к Республиканскому соглашению.
2.2. Проводят консультации по основным прогнозам социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Башкортостан в соответствии с согласованным Сторонами перечнем, указанным в приложении N 2 к Республиканскому соглашению.
2.3. В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию защищают интересы местных товаропроизводителей.
2.4. Содействуют развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Республики Башкортостан, вырабатывают и реализуют меры государственной поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.5. Осуществляют меры по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года.
2.6. Осуществляют меры, направленные на стабилизацию финансового положения предприятий. В установленном порядке взаимодействуют с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и управляющими компаниями (холдингами) по вопросам социально-экономического положения предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Башкортостан.
2.7. Способствуют развитию практики подготовки работодателями социальной (нефинансовой) отчетности.
2.8. Содействуют участию организаций во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности".
Ежегодно проводят конкурс "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства".
2.9. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - законодательство о труде), законодательства о профсоюзах, а также за выполнением условий коллективных договоров и соглашений работодателями (физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими деятельность на территории республики.
2.10. Осуществляют содействие и стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества.
2.11. Разрабатывает и предлагает меры поощрения высокопроизводительного труда, способствует соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
2.12. Осуществляет контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе при приватизации, реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятия.
2.13. Участвуют в решении социально значимых для республики задач и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
2.14. Не реже двух раз в год информируют работников, их представителей о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности организации, представляют Сторонам информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, перепрофилировании или ликвидации организации.
2.15. Разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.
2.16. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новых технологий и инновационной продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
2.17. В случаях ухудшения финансового состояния предприятия, подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании предприятия банкротом извещают работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации.
2.18. В ходе проведения процедур приватизации, реструктуризации, перепрофилирования, банкротства или ликвидации организации совместно разрабатывают комплекс мер, позволяющих обеспечить сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством, в том числе права на своевременную выплату заработной платы.
2.19. Обеспечивает в установленном порядке погашение санкционированной кредиторской задолженности бюджета Республики Башкортостан за выполненные плановые работы и услуги в пределах расходов, предусмотренных на эти цели бюджетом Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.
2.20. Обеспечивает формирование, утверждение и реализацию республиканской адресной инвестиционной программы в соответствии с Правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года N 285.
2.21. По согласованию вправе привлекать представителей профсоюзов и объединений работодателей для работы в составе постоянно действующих комиссий по организации конкурсов на размещение заказов для государственных нужд.
2.22. Стимулирует работу организаций, обеспечивающих рост объемов производства продукции (работ, услуг), расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции, привлечение инвестиций в основной капитал предприятий, создание новых рабочих мест, а также содержащих объекты социальной сферы.
Организует проведение соревнования между организациями основных видов экономической деятельности Республики Башкортостан.
2.23. В целях повышения экономической устойчивости организаций создает условия для развития внутрирегиональной кооперации производства.
2.24. Поручает органу исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющему единую государственную политику в области труда, при регистрации коллективного договора, соглашения выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщать об этом представителям Сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан и вышестоящий профсоюзный орган, входящий в структуру Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, проводивший предварительное согласование коллективного договора, соглашения.
2.25. При представлении к государственным наградам руководителей организаций учитывает предложения отраслевых организаций профсоюзов и объединений работодателей.
2.26. Оптимизирует процедуру получения государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства. Обеспечивает развитие и эффективную работу организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.