Реализация приоритетных направлений государственной молодежной политики предполагает наличие двух групп механизмов: содержательное и организационное обеспечение приоритетных направлений молодежной политики.
Содержательное обеспечение отражается в соответствующих программах и проектах. Основная идея программ и проектов, направленных на развитие социальной, гражданской, экономической, интеллектуальной и демографической активности молодежи такова: потенциал молодого человека необходимо развивать в разных типах его жизни и деятельности. Удовлетворяя индивидуальные потребности молодежи в жизнедеятельности, необходимо формировать и социальные потребности. Их наличие обеспечивает возможность согласовывать интересы и строить социальные отношения.
Возможность внесения новизны, сохранность и порождение культурных процессов в индивидуальной, семейной, общественной жизни возможно, если у молодого человека появляется групповое, макрогрупповое сознание, самосознание, воля, мышление, самоопределение (социокультурный тип деятельности).
Анализ качественного состояния кадров показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Не хватает профильных специалистов - психологов, социологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по медико-социальным проблемам юношества, специалистов по профессиональной ориентации молодежи, юристов и специалистов по правам детей и молодежи. Проблема усиливается и несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен. Таким образом, кадровый ресурс молодежной политики недостаточен для дальнейшего совершенствования механизма реализации молодежной политики.
Необходимо готовить кадры молодежной политики, исходя из ставящихся приоритетов, осуществлять целевой набор абитуриентов на специальность "Организация работы с молодежью". Проводить повышение квалификации специалистов Свердловской области в центрах дополнительного образования вузов, аттестацию специалистов, формирование кадрового резерва, оказание консультационной и содержательно-управленческой помощи специалистам сферы молодежной политики по всем направлениям настоящей Концепции. Необходимо объединение интеллектуальных, организационных, информационных, материальных и прочих ресурсов всех социальных институтов (государственных, муниципальных и неправительственных организаций) для решения задач кадрового обеспечения государственной молодежной политики.
Важнейшим механизмом реализации государственной молодежной политики является информационное обеспечение приоритетных направлений. Необходимо использовать интерактивные технологии коммуникации, поощрять активное присутствие молодежи в информационном пространстве, оперативно внедрять новшества информирования, особенно для молодежи сельских территорий. К таким технологиям можно отнести "горячую линию", постоянно действующий "тематический поезд" по приоритетным направлениям государственной молодежной политики - "выбирай профессию", "развивай свой потенциал", "семья - мой дом и моя крепость", "изучай, думай, твори", "сам себе хозяин". В каждой поездке по управленческим округам участвуют специалисты министерств, профессиональных образовательных учреждений, политики, психологи, успешные люди.
Организационное обеспечение приоритетных направлений молодежной политики предполагает развитие молодежной инфраструктуры, необходимой для реализации большинства приоритетных направлений. Наличие специально оборудованных для молодежи площадок, помещений, сооружений позволяет успешнее развивать потенциал молодежи. Особые инвестиции требуются для инноваций, научно-технического творчества, крупных мероприятий всероссийского и международного уровня. Вследствие межведомственной разобщенности в крупных городах инфраструктура не используется в полном объеме, и поэтому большинство мероприятий требуют значительных финансовых затрат на аренду помещений. Клубы по месту жительства могут выполнять комплексные функции. Для этого необходимо решить задачу их организационно-правовой формы собственности, обеспечить материально-техническую базу современным оборудованием и техникой, профильными специалистами по развитию научно-технического творчества, лидерства, профориентации и создания рабочих мест, создания семьи.
Организационное обеспечение реализации Концепции предполагает также:
мониторинг положения молодежи в Свердловской области и подготовку ежегодного доклада Правительства Свердловской области "О положении молодежи в Свердловской области";
создание постоянно действующего Совета по молодежной политике при Губернаторе Свердловской области;
развитие областного учреждения "Дом молодежи Свердловской области" в качестве ресурсной площадки для деятельности и развития молодежных и детских общественных объединений Свердловской области;
выработку механизма определения стратегических партнеров государства через создание Реестра молодежных и детских общественных объединений, являющихся партнерами государства в сфере государственной молодежной политики;
организацию и проведение конкурсов проектов и программ молодежных инициатив, молодежных и детских общественных объединений.
Необходимо формирование соответствующего общественного мнения по отношению к молодежи со стороны основных социальных групп, бизнеса и государственных структур. Естественным должно быть восприятие молодежи и молодежной политики как гаранта реализации инновационного сценария развития Свердловской области. Предполагается расширение связей со средствами массовой информации по обсуждению наиболее значимых молодежных проблем и проектов их решения. Необходимо сформировать образ социально активного, творческого, инициативного, ответственного молодого человека, способного решать собственные проблемы и вносить вклад в совершенствование жизни Свердловской области.