Недействующий

О Концепции развития транспортно-логистической системы Свердловской области на 2009 - 2015 годы (с перспективой до 2030 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2021 N 248-ПП)



Глава 1. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ


Развитие системы товародвижения находится в прямой зависимости от специфики минерально-сырьевой базы промышленности, энергетических, земельных, водных и прочих ресурсов региона. Структура, объем и направления движения товарных потоков зависят от следующих особенностей экономики Свердловской области:


1) значительная нагрузка на транспортную сеть региона обусловлена большой концентрацией тяжелой промышленности, несовпадением потребности перерабатывающих предприятий в сырье со структурой сырья добывающих отраслей, растущими внешнерегиональными грузопотоками;


2) основные грузообразующие пункты Свердловской области сконцентрированы в трех крупных промышленных зонах, размещение которых территориально совпадает с расположением зон природно-сырьевых ресурсов.


Самая большая зона - город Екатеринбург и близлежащие города, находящиеся в основном в пределах 100 км. На долю промышленных предприятий города Екатеринбурга приходится 19 процентов всей промышленной продукции области. Эта индустриальная зона достаточно дифференцирована по отраслям промышленности с учетом специализации. Продукция этой промышленной зоны потребляется как внутри, так и за ее пределами.


Вторая зона включает города Нижний Тагил, Верхнюю Салду, Кушву, Красноуральск, Нижнюю Туру, Лесной, Качканар. Экономика второй зоны в основном представлена продукцией предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки. Одним из ключевых узлов этой зоны является город Нижний Тагил.


Третья зона представлена городами Серов, Краснотурьинск, Карпинск, Североуральск. Экономика зоны представлена предприятиями цветной и черной металлургии;


3) собственное производство продуктов и товаров народного потребления покрывает небольшую потребность Свердловской области. Поэтому большая часть продуктов и товаров народного потребления завозится из других регионов России и импортируется;


4) экономика региона сильно интегрирована в мировую экономику и в межрегиональный обмен. Внешнеторговый оборот по экспорту-импорту достиг в 2007 году 38 процентов от уровня валового регионального продукта региона. Это означает большую зависимость экономики региона от уровня цен и спроса на ее продукцию и уровня цен на завозимые товары на внешних (включая другие регионы России) рынках;


5) достаточно обширная территория региона и неоднородная структура промышленности по районам области формируют требование по наличию дополнительной функции у ТЛС региона: перераспределение внутрирегиональных грузопотоков (зарождаемых и потребляемых на территории региона) между населенными пунктами;


6) в Свердловской области сформирована многопрофильная система товародвижения, основу которой составляют более 1200 оптовых предприятий потребительского рынка. Основная часть предприятий сосредоточена в городах Екатеринбурге (около 560 компаний), Нижний Тагил (76 компаний) и Серове (42 компании). Данное размещение отражает особенности концентрации населения на территории области, развития розничной торговой сети и транспортной инфраструктуры;


7) территориальную структуру транспортной системы Свердловской области образуют в первую очередь крупнейшие транспортные узлы и магистральные транспортные коммуникации (опорная транспортная сеть). Самые значительные транспортно-грузовые узлы: города Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский. Степень выраженности узловых функций, таких как объемы и доля участвующих в перевалке грузов, степень и характер обработки и переработки грузов, особенности взаимодействия разных видов транспорта, в узлах заметно различаются.