ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2008 года N 1353-ПП


О Концепции создания Уральского федерального университета в Свердловской области



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 716 "О федеральных университетах" и Постановлением Правительства Свердловской области от 29.05.2008 N 521-ПП "О поддержке создания Уральского федерального университета" ("Областная газета", 2008, 4 июня, N 182) и в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы Правительство Свердловской области постановляет:


1. Одобрить Концепцию создания Уральского федерального университета в Свердловской области (прилагается).


2. Министерству промышленности и науки Свердловской области (Гредин А.Л.) разработать проекты программы содействия развитию Уральского федерального университета на территории Свердловской области и концепции создания и развития бизнес-школы при Уральском федеральном университете, которые представить для рассмотрения Правительству Свердловской области в I квартале 2009 года.


3. Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (Молотков А.М.) осуществить необходимые мероприятия по переименованию открытого акционерного общества "Большой Евразийский университетский комплекс" в открытое акционерное общество "Уральский университетский комплекс" и внесению в устав общества изменений в целях реализации программы содействия развитию Уральского федерального университета в Свердловской области.


4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по координации деятельности областного хозяйства - министра промышленности и науки Свердловской области Гредина А.Л.



Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ



К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 22 декабря 2008 г. N 1353-ПП



КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ



Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА


В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Создание крупнейших университетов национального масштаба при поддержке федеральных, региональных органов государственного управления и участии ведущих бизнес-структур является ответом на вызовы современной мировой экономики, в которой определяющую роль играют инновации, знания и человеческий капитал.


При разработке предложений по Концепции создания Уральского федерального университета в Свердловской области (далее - УрФУ) учитывались глобальные тренды, а также сложившаяся ситуация в российской экономике и Уральском регионе.


Доминирующие глобальные экономические тренды:


1) крупнейшие международные организации (Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация) прогнозируют замедление темпов роста глобальной экономики на фоне мирового финансового кризиса и меняющихся цен на сырьевые ресурсы;


2) на международной арене появились новые экономические лидеры - страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Усиливается роль новых экономических объединений, в частности, Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС). По прогнозам, к 2020 году сформируются новые финансовые центры в Шанхае, Гонконге;


3) ключевыми драйверами экономического роста наиболее конкурентоспособных стран являются инновации. Реиндустриализация и сопутствующий рост эффективности использования ресурсов рассматриваются как необходимый этап для перехода к экономике, основанной на знаниях;


4) приоритетом в социально-экономической политике ведущих мировых держав является обеспечение высокого качества жизни населения. Особое место в этом процессе занимают вузы - в современной экономике они стали центрами компетенций, ключевым звеном в цепочке создания знаний и инноваций, ядром сферы образования и культуры.


Ситуация в экономике России:


1) в последнем рейтинге глобальной конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия занимает 58 место, что незначительно лучше результатов прошлых лет. Низкий рейтинг России связан с проблемами в базовых сферах (качество институтов, инфраструктура, здоровье и образование) и низкой конкурентоспособностью бизнеса по инновационным факторам;


2) очевидна необходимость модернизации основных фондов российских предприятий и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт). По данным Счетной палаты, степень износа основных фондов в России составляет более 52 процентов, предел возможностей энергетической инфраструктуры будет достигнут уже в 2010 году;


3) тенденция последних лет - реализация масштабных проектов, направленных на комплексное развитие территорий и сфер деятельности, реализуемых при участии государства и бизнеса в формате частно-государственного партнерства.


Особенности экономики Уральского региона:


Экономическая ситуация региона связана как с его унаследованным профилем, так и с формирующимися тенденциями:


1) экономика Уральского региона традиционно носит индустриальный характер. Его основные отрасли специализации: нефтегазодобыча, черная и цветная металлургия. Исторически сильные позиции в Уральском макрорегионе имело машиностроение - транспортное, энергетическое, нефтегазовое, производство горнодобывающей техники, металлургического оборудования и сектор военно-промышленного комплекса, а также электротехническое производство и сложная химия;


2) происходит процесс интеграции наиболее крупных и конкурентоспособных промышленных активов Урала в глобальные рынки, международные цепочки создания стоимости и новый, преимущественно международный, корпоративный контекст;


3) в регионе, как и в целом по России, ведется ускоренная комплексная технологическая модернизация наиболее значимых и включенных в глобальные рынки базовых отраслей. Это касается, в частности, нефтегазового комплекса, горнорудной промышленности, черной и цветной металлургии, специализированного машиностроения и химии. Модернизация ключевых инфраструктурных секторов хозяйства осуществляется в рамках инвестиционных программ в атомной (федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России") и традиционной энергетике (инвестиционные программы оптовых генерирующих компаний, территориальных генерирующих компаний и Федеральной сетевой компании), а также в рамках беспрецедентных по масштабам инвестиционной программы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и Федеральной целевой программы "Развитие транспортной инфраструктуры Российской Федерации";


4) наблюдается переход крупнейших городских центров к постиндустриальному укладу хозяйства. Опережающими темпами разворачивается сектор услуг. Появились новые "локомотивы" роста: сложные деловые услуги (такие, как финансовые и банковские услуги, страхование, паблик рилэйшинз, юридические услуги), технологические сервисы, выделяемые как обособленный вид деятельности из промышленного сектора. Свердловская область и город Екатеринбург в Уральском регионе находятся в эпицентре развития этих секторов экономики.


Как следствие, эксперты указывают на необходимость реиндустриализации (создания принципиально новой экономической системы, основанной на передовых промышленных и социальных технологиях, современных принципах организации производства, разворачивании постиндустриальных отраслей экономики) как ответа на существующие вызовы и инфраструктурные ограничения глобальной и российской экономики.


В сложившейся ситуации высшие учебные заведения в мире все чаще рассматриваются в качестве ключевых партнеров федеральных и региональных властей при реализации политики социально-экономического развития территорий. В современных условиях ведущие вузы становятся катализаторами экономического роста, основанного на инновациях, центрами общественной и культурной жизни региона, связующим звеном между обществом, государством и бизнесом.


Среди университетов, заслуживших мировую известность, можно выделить Массачусетский технологический институт (США), Калифорнийский технологический институт (США), Стэнфордский университет (США), Калифорнийский университет в Беркли (США), Университет Синьхуа (Китай), индийские технологические институты.


Их отличительными чертами являются:


1) глобальный масштаб деятельности и влияния за счет реализации международных образовательных программ, проведения лидирующих научных исследований, широкого привлечения зарубежных студентов, преподавателей-исследователей, реализации совместных долгосрочных образовательных и научных проектов с университетами развивающихся стран;


2) интеграция исследовательской и образовательной деятельности, что позволяет наполнить образовательные программы актуальным содержанием, обеспечивает их практичность и конкурентные преимущества по сравнению с традиционными университетами;


3) динамичное развитие исследований и технологических разработок в областях "научного прорыва", формирование кадрового потенциала для инновационных областей, партнерство с ведущими региональными и транснациональными компаниями;


4) подготовка специалистов для управления и гуманитарной сферы, которые рассматриваются в качестве одной из основ развития постиндустриальной экономики. За счет совместного гуманитарного и инженерно-технологического обучения формируются универсальные взаимодополняющие компетенции;


5) междисциплинарный характер учебных программ, выражающийся в создании проблемных центров и лабораторий, работа которых выходит за границы традиционной факультетской структуры вузов;


6) диверсифицированная государственная поддержка в форматах предоставления государственных заказов и грантов, выделения средств на реализацию программ развития, прямого бюджетного финансирования.


Примечательно, что некоторые из всемирно известных университетов были созданы путем объединения нескольких вузов (например, Калифорнийский университет в Беркли создан путем слияния Калифорнийского колледжа, Сельскохозяйственного и горного ремесленного колледжа).


Анализ мировых тенденций показывает, что современный университет перестал быть местом передачи знаний от преподавателя к студенту. Сегодня университет является местом формирования интеллектуального капитала во всех его формах - знаний, инноваций, компетенций.



Раздел 2. МИССИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УРФУ


Уральский федеральный университет планируется создать в контексте реализации концепции долгосрочного развития Российской Федерации как один из глобальных лидеров образования и научно-инновационных разработок.


Миссией Уральского федерального университета является обеспечение реиндустриализации - формирования человеческого и научно-технического потенциала, сбалансированного обновления традиционных и развития постиндустриальных отраслей экономики.


В результате создания УрФУ должна быть достигнута стратегическая цель: формирование в Уральском регионе научно-образовательного и инновационного кластера, ядром которого станет новый университет. Это обеспечит лидерство УрФУ в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров.


Для достижения стратегической цели первоочередным является решение следующих задач:


1) формирование новой генерации специалистов, способных с использованием современных гуманитарных и социальных технологий создавать и развивать новые направления постиндустриальной экономики, формировать привлекательную социальную среду и новое качество жизни;


2) организация современной инженерной подготовки, сочетающей в себе техническое, естественнонаучное, социально-экономическое и управленческое образование. При этом необходимо сохранить традиции российского инженерного образования - фундаментальную подготовку, позволяющую выпускникам решать комплексные проблемы, выходящие за рамки узкой специализации;


3) достижение мирового уровня качества научных исследований и технологических разработок, обеспечивающих модернизацию и реструктуризацию действующих производств, внедрение современных высокоэффективных технологий;


4) разворачивание активной научно-исследовательской деятельности и практических разработок в постиндустриальном секторе экономики, в сфере инноваций и интеллектуальных услуг, реализация социальных и экспертно-аналитических проектов;


5) интернационализация образовательного процесса, включая привлечение иностранных студентов, преподавателей и исследователей, при этом стратегически важными регионами для УрФУ будут Индия, Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии; обеспечение международного лидерства в исследованиях и разработках по ряду прорывных научных направлений. УрФУ должен стать одним из ведущих интеллектуальных центров ШОС, центром трансферта технологий, геополитическим фактором влияния России в странах Средней и Юго-Восточной Азии;


6) превращение УрФУ в ядро инновационной системы Уральского региона за счет создания инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (технопарк, венчурный фонд, структуры обучения, консалтинга, экспертизы, сертификации) и создания малых наукоемких бизнесов;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»