В целях реализации Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии со ст. 57, 58, 59, 113, 114, 124, 125, 294, 295, 299, 300 ГК РФ, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в РФ", во исполнение Указов Губернатора Свердловской области от 13.10.97 N 369 "Об организации учета государственного казенного имущества Свердловской области", от 16.02.98 N 56 "О создании единой системы государственной системы учета и регистрации объектов недвижимости на территории Свердловской области" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Создать в г. Екатеринбурге специализированное областное унитарное предприятие "Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" (далее - Центр) на базе отдела технической инвентаризации и государственной регистрации Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Свердловской области путем выделения из состава Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Свердловской области и посредством присоединения к нему местных муниципальных предприятий "Бюро технической инвентаризации", хозрасчетных подразделений бюро техинвентаризации в составе многоотраслевых муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а также муниципальных учреждений или отделов технической инвентаризации (далее - БТИ) с учетом соглашений с главами муниципальных образований Свердловской области.
2. Возложить на Центр функции по государственному учету жилищного фонда, его оценке и переоценке для целей статистического и бухгалтерского учета и налогообложения, регистрации домовладений, строений, помещений и сооружений с присвоением кадастрового номера по номенклатуре, указанной в прилагаемом Положении, обеспечению единой технической политики в целях формирования единой государственной системы учета и регистрации объектов недвижимости.
3. Предложить главам муниципальных образований Свердловской области совместно с Центром и Комитетом по управлению государственным имуществом Свердловской области в срок до 01.10.98 осуществить необходимые организационно-правовые и иные действия по преобразованию местных БТИ в дочерние предприятия и филиалы Центра и передаче имущества местных БТИ в хозяйственное ведение Центра и его дочерних предприятий с учетом соглашений с муниципальными образованиями Свердловской области.
4. Вновь образованному Центру формировать уставный фонд дочерних предприятий, образуемых с учетом соглашений с муниципальными образованиями, за счет их освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет в сроки и размере, установленных действующим законодательством.
5. Считать Центр правопреемником организаций, указанных в п. 1 настоящего Постановления.
6. Комитету по управлению государственным имуществом Свердловской области (Данилов Н.И.):
6.1. Утвердить Устав Центра и в срок до 01.09.98 провести организационно-правовые мероприятия по созданию Центра.
6.2. Уставный фонд Центра сформировать согласно действующему законодательству в размере 83490 рублей. Взносы в уставный фонд вносить в порядке взаиморасчетов, в счет предстоящих платежей в областной бюджет вновь создаваемого Центра и его дочерних предприятий.
6.3. Установить, что архивы, находящиеся в пользовании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Свердловской области, являются государственной собственностью Свердловской области и передаются в пользование Центра.
7. Департаменту финансов Свердловской области (Червяков В.Ю.) сохранить финансирование отдела технической инвентаризации и государственной регистрации Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Свердловской области до осуществления мероприятий, указанных в п.п. 1, 3 настоящего Постановления и учесть при формировании областного бюджета на 1999 год источники формирования уставных фондов Центра и его дочерних предприятий.
8. Управляющему делами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области Туруновскому С.В. совместно с Комитетом по управлению государственным имуществом Свердловской области (Данилов Н.И.) обеспечить предоставление нежилых помещений для размещения Центра и архива БТИ площадью не менее 150 кв. м.
9. Определить, что до полного окончания процесса реорганизации БТИ сохраняется действующий порядок работы территориальных организаций технической инвентаризации с физическими и юридическими лицами.
10. Утвердить Положение о порядке выполнения технического учета и регистрации домовладений, зданий (строений), помещений и сооружений на территории Свердловской области (прилагается).
11. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области Данилова Н.И.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ДОМОВЛАДЕНИЙ, ЗДАНИЙ (СТРОЕНИЙ), ПОМЕЩЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящее Положение определяет содержание и общий порядок выполнения технического учета и регистрации домовладений, зданий (строений), помещений и сооружений (далее - объекты недвижимости), полномочия, обязанности и ответственность территориальных организаций технической инвентаризации, собственников и владельцев объектов недвижимости на территории Свердловской области.
1.1. Настоящее Положение о порядке выполнения технического учета и регистрации объектов недвижимости на территории Свердловской области разработано во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 16.02.98 N 56 в целях создания единой государственной системы учета и регистрации объектов недвижимости.
1.2. Под единой государственной системой учета и регистрации объектов недвижимости понимается система сбора, обработки, хранения и выдачи информации об их наличии, составе, местонахождении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности на основе заявок юридических и физических лиц по результатам периодических обследований в натуре.
1.3. Технический учет - это комплекс работ по технической паспортизации и/или технической инвентаризации объекта, в результате которого на конкретную дату составляется технический паспорт объекта недвижимости установленного образца, где фиксируются его фактические: наличие, месторасположение, границы, состав, технические и иные характеристики.
1.4. Государственная регистрация объекта - это внесение записи, содержащей однозначное указание предмета регистрации, в соответствующий государственный реестр: домовладений, зданий (строений), помещений, сооружений. В результате регистрации объекту присваивается уникальный кадастровый номер, подтверждающий факт его наличия на дату обследования в определенном месте, в конкретном составе и границах, соответствующих нормативным и техническим требованиям, указанным в представленных заявителями разрешительных и юридических документах.
Регистрация выполняется пообъектно с целью идентификации и индивидуализации недвижимости имущества и последующей регистрации прав на него в учреждениях юстиции или иных уполномоченных органах.
1.5. Кадастровый номер - это уникальный номер, который присваивается каждому домовладению, зданию (строению), помещению или сооружению, как объекту права, по результатам технического учета и сохраняется за ним до тех пор, пока объект физически и юридически существует.
Порядок учета и структура кадастрового номера устанавливаются Правительством РФ, а методологические требования, связанные с его формированием по зданиям, помещениям и сооружениям - уполномоченным органом Свердловской области, исходя из существующего порядка их учета.
1.6. Государственная система технического учета и регистрации объектов недвижимости действует и развивается за счет средств их собственников и владельцев, бюджетных средств и иных поступлений, не запрещенных законодательством.
Плата за технический учет, регистрацию и представление информации об объектах жилищного фонда по архивным данным взимается в размерах, устанавливаемых по единой методике формирования цен, утверждаемой исполнительным органом власти Свердловской области.
Плата за работы, выполняемые по видам деятельности, не относящимся к государственному учету жилищного фонда, определяется на основе договорных цен, но не ниже себестоимости.
2.1. Первичной и основной единицей технического учета и статистического наблюдения является инвентарный объект, который характеризуется следующими неотъемлемыми признаками:
- единством и неразрывностью территории, выделенной для строительства и эксплуатации инвентарного объекта;
- наличием одного (или нескольких строений) основного назначения, для целей строительства и эксплуатации которого был выделен земельный участок. Совокупность нескольких основных строений, с учетом вспомогательных построек служебного назначения, образует сложную вещь;
- единством учетной (балансовой или иной контрольной) стоимости;
- единством владения. Совокупность юридических и физических лиц, отвечающих за техническое состояние и соблюдение технических норм эксплуатации, согласно действующему законодательству, рассматривается как единое лицо, отношения между участниками которого регулируются законом или договором;
- конкретностью назначения. При многоцелевом назначении совокупность функций здания (иного строения) рассматривается как единое целое, в зависимости от правил учета, устанавливаемых Госкомстатом.
2.2. Инвентарный объект образуется единством его конструктивных (строительных) и функциональных частей.
2.3. Отдельно рассматриваемая функциональная часть (части) здания (например: квартира, встроенно-пристроенное помещение нежилого назначения и т.п.) инвентарного объекта не образуют, но могут являться самостоятельными объектами права, подлежащими кадастровому учету и регистрации (так называемые "вторичные объекты недвижимости").
Вторичный объект недвижимости образуется, когда функциональная часть здания (строения) или сооружения выделена (обособлена) в натуре, имеет определенные физические границы (объемы) и правовой статус, отличный от статуса инвентарного объекта.
2.4. Объектами, подлежащими обязательному учету и регистрации, являются принимаемые (принятые) в эксплуатацию или эксплуатируемые здания, помещения и сооружения, в том числе:
- в виде единого комплекса недвижимого имущества гражданского назначения, который включает земельный участок в установленных границах и расположенные на нем жилые и нежилые здания (строения), сооружения основного назначения, иные объекты недвижимости с обслуживающими пристройками, служебными постройками и сооружениями вспомогательного назначения;
- здания жилого и различного нежилого назначения, возведенные на необособленном земельном участке;
- дачные и садовые дома с обслуживающими их постройками вспомогательного назначения;
- сооружения коммунально-бытового назначения, в том числе: сети и сооружения водопровода и канализации, теплоснабжения; городские проезды, искусственные водоотводные и другие сооружения дорожного-мостового хозяйства, объекты зеленых насаждений (скверы, парки, уличные посадки т.п.);
- единицы комплекса недвижимого имущества, выделенные в натуре и предназначенные для самостоятельного использования в качестве отдельного объекта права в различных целях, в т.ч.:
- квартиры;
- нежилые помещения различного функционального назначения;
- боксы в гаражно-строительных кооперативах и помещения иных потребительских кооперативов;
- элементы инженерной инфраструктуры коммунально-бытового назначения, включая объекты инженерных сооружений и сетей водопровода, канализации, тепло и электроснабжения, внешнего городского благоустройства и зеленых насаждений, обособленные в хозяйственном и/или планировочном отношении.
2.5. Техническому учету, без регистрации и присвоения кадастрового номера, подлежат также самовольно возведенные, переоборудованные и перепланированные объекты недвижимости с составлением актов установленного образца для последующей передачи информации в органы Госархстройнадзора.