Дети школьного возраста (7 - 18 лет) составляют 22,9 млн. человек, или 70 процентов детского населения Российской Федерации, а в Свердловской области - 59,7 процента детского населения. За период с 2003 года по 2008 год количество детей от 0 до 17 лет уменьшилось на 150 тыс. человек, а доля детей в процентном отношении к общему населению составляет 18,4 процента (в 2003 году - 20,7 процента). В этой ситуации увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка является приоритетной государственной задачей. Оптимизация системы охраны здоровья детей школьного возраста на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. В структуре заболеваемости управляемые причины связаны прежде всего с особенностями организации учебного процесса, недостатками реализации профилактических и реабилитационных подходов. Отдельно следует выделить подростковый возраст как период высокого социального и медицинского риска, а также высокой социальной ответственности, ведь именно подростков в ближайшем будущем ждет призыв в армию, выбор профессии, вступление в пору студенчества, смена ритма жизни и расстановка жизненных приоритетов, начало реализации репродуктивной функции. По статистическим данным Российской Федерации, в последние 10 лет за период обучения в общеобразовательных организациях заболеваемость детей школьного возраста увеличилась более чем на 50 процентов. За период обучения в современных школах заболеваемость детей увеличивается на 74 процента.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
За весь период обучения у детей школьного возраста в Свердловской области распространенность сколиоза увеличивается в 10 раз, а нарушение осанки - в 1,2 раза, понижение остроты зрения - в 4 раза, патология органов пищеварения - в 13 раз. В общеобразовательных организациях Свердловской области на стабильном уровне по сравнению с многолетним уровнем сохраняется "острая заболеваемость". Ведущими причинами обращаемости за медицинской помощью являются болезни органов дыхания, пищеварения, болезни глаза и его придатков, травмы, несчастные случаи и отравления, инфекционные и паразитарные болезни. Общая заболеваемость детей с 2002 года увеличилась на 21,6 процента, а первичная на 24 процента. Уровень заболеваемости в общеобразовательных школах за последние 5 лет превышает многолетние средние показатели. Ведущими отклонениями в состоянии здоровья, выявляемыми во время профилактических осмотров, являются: болезни опорно-двигательного аппарата (117 случаев на 1000 детского населения), органов пищеварения (77 на 1000), болезни глаза и его придатков (84 на 1000), нервной системы (100 на 1000). Данная динамика отклонений в состоянии здоровья детей позволяет говорить о так называемых "профессиональных" болезнях школьников. Кроме того, все это усугубляется еще низкой санитарно-гигиенической грамотностью педагогов, родителей, детей, недостаточным межведомственным взаимодействием между системой образования и здравоохранения, недооценкой значимости охраны здоровья учащимися и педагогами в процессе школьного обучения. Разобщенность действий и взглядов родителей, детей, педагогов, психологов, медиков ведет к ухудшению здоровья, потере эффективности обучения, снижению качества жизни всех участников образовательного процесса.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
Причинами прогрессирующего ухудшения здоровья являются:
1) учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе связанных с семейными ситуациями и образовательным процессом;
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
2) ухудшение питания детей как в общеобразовательной организации, так и в семье, несоблюдение режима питания, невыполнение норм потребления основных продуктов питания;
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
3) повышение нагрузки на организм ребенка факторами экологического риска;
4) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, повышенная конфликтность и иное);
5) высокая учебная нагрузка при недостаточной двигательной активности детей;
6) неудовлетворительная организация профилактической и оздоровительной работы в школе в течение года;
7) низкая информированность о факторах формирования здоровья и санитарно-гигиенической грамотности населения, включая детей, подростков, родителей и педагогов;