(с изменениями на 27 декабря 2013 года)
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 29.03.2010 N 493-ПП, от 27.12.2013 N 1676-ПП)
В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области от 27.11.2008 N 1270-ПП "О совершенствовании организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных учреждений в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 11-3, ст. 1930) и улучшения сохранения здоровья детей Правительство Свердловской области постановляет:
1. Одобрить Концепцию "Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных организаций в Свердловской области на период до 2025 года" (прилагается).
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
2. Министерству здравоохранения Свердловской области (Климин В.Г.), Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Соболев А.Б.) в срок до 1 сентября 2009 года подготовить план мероприятий по реализации Концепции "Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных организаций в Свердловской области на период до 2025 года".
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области принять участие в реализации Концепции "Совершенствование организации медицинской помощи учащимся общеобразовательных организаций в Свердловской области на период до 2025 года".
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Власова В.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.КОКШАРОВ
КОНЦЕПЦИЯ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 29.03.2010 N 493-ПП, от 27.12.2013 N 1676-ПП)
Дети школьного возраста (7 - 18 лет) составляют 22,9 млн. человек, или 70 процентов детского населения Российской Федерации, а в Свердловской области - 59,7 процента детского населения. За период с 2003 года по 2008 год количество детей от 0 до 17 лет уменьшилось на 150 тыс. человек, а доля детей в процентном отношении к общему населению составляет 18,4 процента (в 2003 году - 20,7 процента). В этой ситуации увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка является приоритетной государственной задачей. Оптимизация системы охраны здоровья детей школьного возраста на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. В структуре заболеваемости управляемые причины связаны прежде всего с особенностями организации учебного процесса, недостатками реализации профилактических и реабилитационных подходов. Отдельно следует выделить подростковый возраст как период высокого социального и медицинского риска, а также высокой социальной ответственности, ведь именно подростков в ближайшем будущем ждет призыв в армию, выбор профессии, вступление в пору студенчества, смена ритма жизни и расстановка жизненных приоритетов, начало реализации репродуктивной функции. По статистическим данным Российской Федерации, в последние 10 лет за период обучения в общеобразовательных организациях заболеваемость детей школьного возраста увеличилась более чем на 50 процентов. За период обучения в современных школах заболеваемость детей увеличивается на 74 процента.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
За весь период обучения у детей школьного возраста в Свердловской области распространенность сколиоза увеличивается в 10 раз, а нарушение осанки - в 1,2 раза, понижение остроты зрения - в 4 раза, патология органов пищеварения - в 13 раз. В общеобразовательных организациях Свердловской области на стабильном уровне по сравнению с многолетним уровнем сохраняется "острая заболеваемость". Ведущими причинами обращаемости за медицинской помощью являются болезни органов дыхания, пищеварения, болезни глаза и его придатков, травмы, несчастные случаи и отравления, инфекционные и паразитарные болезни. Общая заболеваемость детей с 2002 года увеличилась на 21,6 процента, а первичная на 24 процента. Уровень заболеваемости в общеобразовательных школах за последние 5 лет превышает многолетние средние показатели. Ведущими отклонениями в состоянии здоровья, выявляемыми во время профилактических осмотров, являются: болезни опорно-двигательного аппарата (117 случаев на 1000 детского населения), органов пищеварения (77 на 1000), болезни глаза и его придатков (84 на 1000), нервной системы (100 на 1000). Данная динамика отклонений в состоянии здоровья детей позволяет говорить о так называемых "профессиональных" болезнях школьников. Кроме того, все это усугубляется еще низкой санитарно-гигиенической грамотностью педагогов, родителей, детей, недостаточным межведомственным взаимодействием между системой образования и здравоохранения, недооценкой значимости охраны здоровья учащимися и педагогами в процессе школьного обучения. Разобщенность действий и взглядов родителей, детей, педагогов, психологов, медиков ведет к ухудшению здоровья, потере эффективности обучения, снижению качества жизни всех участников образовательного процесса.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
Причинами прогрессирующего ухудшения здоровья являются:
1) учащение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе связанных с семейными ситуациями и образовательным процессом;
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
2) ухудшение питания детей как в общеобразовательной организации, так и в семье, несоблюдение режима питания, невыполнение норм потребления основных продуктов питания;
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
3) повышение нагрузки на организм ребенка факторами экологического риска;
4) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, повышенная конфликтность и иное);
5) высокая учебная нагрузка при недостаточной двигательной активности детей;
6) неудовлетворительная организация профилактической и оздоровительной работы в школе в течение года;
7) низкая информированность о факторах формирования здоровья и санитарно-гигиенической грамотности населения, включая детей, подростков, родителей и педагогов;
8) отсутствие системы формирования здорового образа жизни.
Современные особенности формирования факторов поведенческого риска среди детей характеризуются ростом частоты и снижением возраста приобщения к употреблению алкоголя, увеличением интенсивности курения. В результате растет число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Отмечается увеличение доли детей подросткового возраста, начинающих половую жизнь до 16 лет.
В структуре детско-подростковой популяции до 80 процентов составляют дети с I и II группами здоровья. Пятая часть детей страдает хроническими заболеваниями и относится к III группе здоровья.
Структура распространенности поражения различных органов и систем у школьников к возрасту 15 лет такова: болезни органов дыхания встречаются в 29,5 процента случаев, болезни нервной системы и органов чувств - в 19,5 процента, болезни органов пищеварения - в 10,1 процента, мочеполовой системы - в 6,4 процента, поражения костно-мышечной системы - в 6,3 процента случаев.
Каждый пятый ученик с пятого по девятый класс и каждый третий старшеклассник не получает горячие завтраки или обеды в школьной столовой. Это приводит к дефициту питания школьников по следующим позициям:
1) редкое употребление в пищу молочных продуктов - половина детей подросткового возраста;
2) редкое употребление в пищу мясных продуктов, свежих овощей, фруктов, соков - более трети детей подросткового возраста;
3) дефицит важнейших витаминов у лиц подросткового возраста составляет от 25 (фолиевой кислоты) до 90 процентов (витамина C);
4) энергообеспечение организма подростка в течение учебного дня в 2 раза ниже необходимого уровня.
Таким образом, особенности состояния здоровья детей в современных условиях характеризуются:
1) снижением числа детей, имеющих нормальную массу тела, 80 процентов детей имеют ее дефицит или избыток;
2) снижением жизненной емкости легких на 15 процентов, силовых возможностей на 18 процентов у мальчиков, на 21 процент у девочек;
3) более трети юношей и девушек имеют дефекты полового развития. Более половины детей подросткового возраста имеют болезни, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции.
Велико влияние состояния здоровья на выбор будущей профессии. Так, 70 процентов подростков имеют ограничения к получению профессии по состоянию здоровья; среди подростков, получающих профессиональное образование в профессиональных образовательных организациях, пятая часть по состоянию здоровья не сможет работать по выбранным специальностям; три четверти обучающихся, имеющих профессиональные ограничения, нуждаются в индивидуальном подборе места дальнейшей работы.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
Ухудшение состояния здоровья детей имеет следующие медицинские и социальные последствия:
1) ограничение в будущем возможности реализации репродуктивной функции (значительная частота патологии органов репродуктивной сферы среди юношей и девушек);
2) ограничение возможности получения профессионального образования и свободного трудоустройства (по законодательству - с 14 лет);
3) высокая частота социальной и психологической дезадаптации (расстройства поведения, конфликтность и иное);
4) низкая годность юношей по состоянию здоровья к военной службе (не более 70 процентов);
5) снижение демографического и трудового потенциала.
В настоящее время назрела жизненная необходимость обратить особое внимание на систему оказания первичной медико-санитарной помощи детям школьного возраста в условиях непрерывного образовательного процесса за счет совершенствования работы медицинских работников.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1676-ПП)
Это позволит организовать динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей в общеобразовательных организациях, проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, осуществлять наблюдение за детьми с хроническими патологиями и детьми из групп риска, проведение реабилитационных и оздоровительных мероприятий, обеспечить медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.