ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2011 года N 349-ПП


Об утверждении региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы

(с изменениями на 16 октября 2013 года)

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1457-ПП, от 16.05.2012 N 527-ПП, от 29.08.2012 N 919-ПП, от 29.10.2012 N 1220-ПП, от 08.07.2013 N 868-ПП, от 16.10.2013 N 1238-ПП)




В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 октября 2010 года Правительство Свердловской области постановляет:


1. Утвердить региональную комплексную программу "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы (прилагается).


2. Министерству финансов Свердловской области (Колтонюк К.А.):


1) при подготовке проекта закона Свердловской области "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об областном бюджете на 2011 год" предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы в сумме 100000 тыс. рублей;


2) при подготовке проекта закона Свердловской области "Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" предусмотреть дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы в сумме 136000 тыс. рублей на 2012 год и в сумме 111830 тыс. рублей на 2013 год.


(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1457-ПП)


3. Финансирование мероприятий региональной комплексной программы "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы производить при включении соответствующих бюджетных ассигнований в закон о бюджете.


4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области Власова В.А.


(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1457-ПП, от 29.10.2012 N 1220-ПП)


5. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".



Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.ГРЕДИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 31 марта 2011 г. N 349-ПП



РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2011 - 2013 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 27.10.2011 N 1457-ПП, от 16.05.2012 N 527-ПП, от 29.08.2012 N 919-ПП, от 29.10.2012 N 1220-ПП, от 08.07.2013 N 868-ПП, от 16.10.2013 N 1238-ПП)




Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


На территории Свердловской области проживает пожилых граждан 963551 человек, что составляет 21,93 процента от населения региона (в Российской Федерации - 21,6 процента).


По сравнению с 1990 годом (когда этот показатель составлял 18,7 процента), численность пожилых людей выросла на 17 процентов. В настоящее время в Российской Федерации в целом и Свердловской области в частности сохраняется тенденция старения населения и ожидается, что к 2013 году количество пожилых граждан увеличится еще на 4 - 4,5 процента.


При этом устойчивую тенденцию роста имеет показатель продолжительности жизни, который в ближайшей перспективе составит:


2000 год - 63,7 года;


2002 год - 64,4 года;


2007 год - 64,9 года;


2009 год - 66,3 года;


2015 год - 71,8 года;


2025 год - 75 лет.


Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния. Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе. Соответственно одним из основных направлений государственной социальной политики становится установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специально разработанными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.


Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.


Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов в рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей.


По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, среди лиц старше трудоспособного возраста 39 процентов - это активные люди, которые готовы к вовлечению в общественную жизнь, 18,5 процента - одинокие либо одиноко проживающие граждане, которые нуждаются в социальных услугах, 14,6 процента - нуждаются в паллиативной помощи и постоянном постороннем уходе.


Забота о повышении качества и уровня жизни пожилых граждан является одной из приоритетных задач социальной политики, реализуемой в Свердловской области, и одним из основных направлений деятельности государственной системы органов социальной защиты населения Свердловской области, в состав которой входят: 98 государственных областных учреждений социального обслуживания населения, в том числе 68 нестационарных и 30 учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также 61 территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области.


При передаче в 2006 году учреждений нестационарного социального обслуживания населения из муниципальной в государственную собственность, в ведомственную принадлежность Министерства социальной защиты населения Свердловской области большинство из них не обладали необходимой материальной и кадровой базой для предоставления всего комплекса социальных услуг, внедрения современных реабилитационных технологий.


И в настоящее время сохраняется необходимость соответствующего оснащения социальных учреждений в соответствии с современными требованиями в целях оказания социальных услуг в соответствии с национальными стандартами Российской Федерации.


Кроме того, необходимо увеличить коечную сеть в учреждениях стационарного социального обслуживания в целях обеспечения соответствия утвержденным санитарно-гигиеническим нормам количества квадратных метров жилой площади на одного проживающего.


Органы социальной защиты населения выплачивают 137 видов социальных пособий и компенсаций 2,323 млн. получателей, учреждения социального обслуживания населения оказали в 2010 году 10277 тыс. услуг 773 тыс. человек.


Основные показатели организации социального обслуживания в областной государственной системе социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов за 2010 год выглядят следующим образом:


на стационарном социальном обслуживании состоят 7124 человека, очередь составляет 295 человек;


на дому обслуживаются 26 тыс. человек, очереди нет;


прочими отделениями (срочного, консультативного обслуживания, предоставление временного приюта и реабилитационных услуг) в течение 2010 года обслужено 54,6 тыс. человек;


при учреждениях социального обслуживания в настоящее время действуют 498 клубов, кружков, секций, в работе которых принимают участие 23 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.


Среди граждан, состоящих на социальном обслуживании, по степени самообслуживания 48,7 процента, при условии доставки им на дом продуктов питания, могут себя обслуживать полностью, частично обслуживают себя 44,2 процента, полностью не могут обслуживать себя 7,1 процента.


Для решения задач социального мониторинга, профилактики и раннего выявления социального неблагополучия, определения потребности пожилых граждан в тех или иных видах социальной помощи Министерством социальной защиты населения Свердловской области в работу центров социального обслуживания населения внедрена участковая форма социального обслуживания.


Сегодня в 60 учреждениях работают 317 участковых специалистов по социальной работе.


Территория населенных пунктов Свердловской области разбита на 372 участка обслуживания, на территориях которых проживают 3415,7 тыс. человек городского и 842,3 тыс. человек сельского населения.


Для обеспечения эффективной деятельности участковых специалистов заключены 659 соглашений о межведомственном взаимодействии по выявлению граждан, нуждающихся в поддержке, а также по организации предоставления им необходимой помощи.


По данным проводимого мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста, наиболее характерным для пожилых граждан является: неудовлетворительное состояние уровня здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте. Более того, у пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи, более 70 процентов указанных лиц имеют до пяти хронических заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной систем, органов дыхания, пищеварения.


Последнее формирует устойчивую потребность в повышении доступности, качества, расширении ассортимента и совершенствовании технологий медицинской и социальной помощи.


В поздний период жизни, когда прекращается трудовая деятельность или снижается ее объем, появляется переизбыток свободного времени и при этом снижается круг общения, происходят изменения или утрата многих социальных ролей, нарушается жизненный стереотип, что ведет к необходимости его смены и адаптации к новым социальным условиям. Самой тяжелой для пожилого человека бывает ситуация, когда его физическая беспомощность, а нередко и психические нарушения отталкивают его от родственников. В таких семьях формируется активное отторжение старого человека, полное его игнорирование, за исключением выполнения самого элементарного ухода. Крайним проявлением дезорганизации семейных отношений является жестокость и физическое оскорбление со стороны родственников, частичная изоляция старого человека.


Исходя из этого, формируется необходимость развития системы социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста посредством проведения мероприятий, направленных на поддержание и развитие их физического, творческого, интеллектуального потенциала. Организация посещения спектаклей, концертов, выставок, экскурсий, мероприятий, посвященных знаменательным и памятным датам, развитие клубной и кружковой работы позволяют восполнить дефицит общения пожилых людей, оказать им психологическую поддержку, дать возможность почувствовать себя нужными и интересными другим людям.


Проблемы пожилых людей можно решить только при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.


Региональная комплексная программа "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа) содержит паспорт Программы (приложение N 1).



Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ


Целью настоящей Программы является формирование в Свердловской области организационных, правовых, социально-экономических условий для улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»