Стратегической целью реализации государственной политики в области демографии будет являться устойчивый прирост населения области, при этом к 2025 году ожидаемая продолжительность здоровой жизни достигнет 67 лет для граждан.
За 2012 - 2016 годы естественная убыль населения в среднем составила 3,5 тыс. человек в год. Население Новгородской области по состоянию на 1 января 2018 года составляла 606,5 тыс. человек (на 1 января 2017 года - 612,8 тыс. человек). За 2017 год численность населения рекордно сократилась на 6,3 тыс. человек. По численности населения Новгородская область занимает 10-е место (из 11 регионов) по Северо-Западному федеральному округу и 70-е место (из 85 регионов) по Российской Федерации.
Проблемами в сфере демографии являются:
низкий уровень рождаемости. За 2015 - 2017 годы родилось на 1084 ребенка меньше, указанная тенденция сохраняется. Основными причинами являются снижение общей численности населения Новгородской области, уменьшение количества женщин репродуктивного возраста. За 2017 год суммарный коэффициент рождаемости в Новгородской области снизился на 10,0 процентов и составил 1,608 (2016 год - 1,776). При этом Северо-Западный федеральный округ занимает 7 место по суммарному коэффициенту рождаемости, его значение составляет 1,523, что ниже среднего по Российской Федерации (1,621);
позднее рождение первого ребенка. Этот показатель отстает от среднероссийского показателя. Средний возраст матери при рождении первого ребенка в Новгородской области приблизился к 29 годам, десять лет назад средний возраст матери составлял 27 лет, в 90-х годах - 25 лет. Наибольшая доля рождений приходится на женщин в возрасте 25 - 33 года - 60,0 процентов от всех рождений. На долю молодых женщин, не достигших двадцатилетнего возраста, приходится 4,0 процента рождений, на молодых женщин в возрасте 20 - 24 года - 17,0 процентов. Необходимо создавать условия для женщин, стимулирующие их к рождению детей в более раннем возрасте;
снижение доходов в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, сложности с поиском подходящей работы в связи с утратой навыков и знаний, а также сложности с решением вопроса по присмотру и уходу за детьми;
высокая смертность населения, тенденция к старению населения Новгородской области. 29,5 процента общей численности населения области - граждане старше трудоспособного возраста. По прогнозам территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области при общем уменьшении численности населения области доля лиц старше трудоспособного населения будет увеличиваться в среднем на 0,3 процента в год и составит к 2025 году более 200 тыс. человек. В то же время остается низким уровень вовлеченности граждан старше трудоспособного возраста в систематические занятия физической культурой и спортом. По итогам 2017 года данный показатель составляет 3,7 процента от численности данной категории населения (5600 человек);
высокая миграционная убыль населения. Динамика миграционных процессов на территории области в 2012 - 2016 годах имела неустойчивый характер. Миграционная убыль наблюдалась в 2012 году (234 чел.) и в 2014 году (385 чел.), миграционный прирост установлен в 2013 году (314 чел.), в 2015 году (439 чел.) и в 2016 году (362 чел.). По итогам 2017 года миграционная убыль составила 1871 человек (прибыло - 23491 человек, выбыло - 25362 человека). Половину (49,6 процента) от числа выбывших за пределы региона составляют лица молодого возраста от 15 до 34 лет. Ограниченное влияние на миграционные потоки оказывает прибытие на территорию региона соотечественников из-за рубежа (в период с 2012 по 2017 годы в область прибыло более 6,5 тысяч переселенцев).
Для реализации стратегической цели по обеспечению устойчивого прироста населения области необходимо реализовать следующие задачи:
1. По повышению рождаемости:
внедрить механизм финансовой поддержки семей при рождении детей в зависимости от очередности рождения, направленный на стимулирование рождаемости детей;
создать эффективную схему маршрутизирования женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора, в системе медицинских организаций и организаций социальной защиты;
создать условия для осуществления трудовой занятости женщин с детьми, включая ликвидацию очереди в ясли для детей до трех лет;
внедрить механизм социального контракта для оказания семьям с детьми помощи в выходе из трудной жизненной ситуации.