Таблица стратегического (SWOT) анализа основных преимуществ и проблем обеспечения безопасности населения и территорий Белгородской области
Сильные стороны | Слабые стороны |
- наличие региональной государственной системы мониторинга наркоситуации; - создание условий для лечения наркозависимых; - наличие образовательных учреждений на базе исправительных колоний; наличие системы мониторинга чрезвычайных ситуаций; - наличие сети учреждений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - наличие разработанной нормативной правовой базы; - создание многоуровневой системы профилактики правонарушений; - наличие системы видеофиксации нарушений в области безопасности дорожного движения; - внедрение отдельных элементов материально-технического обеспечения судебных участков; - создание условий для успешной социализации в обществе и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом | - не уменьшается число потребителей наркотиков; - не выделяются отдельные категории группы риска для проведения профилактической работы; - высокий процент осужденных не имеют рабочих специальностей; - слабая мотивация осужденных к труду; - низкий процент осужденных, трудоустроенных на оплачиваемых работах в исправительных колониях; - отсутствие системы "112"; - гибель людей и причинение материального ущерба в случае возникновения чрезвычайной ситуации; - недостаточная материально-техническая база для обеспечения жизнедеятельности населения; - сохранение (роста) уровня отдельных видов преступлений; - сохранение стабильного уровня дорожно-транспортных происшествий и числа погибших и травмированных в них людей; - слабая мотивация у несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, к труду и учебе |
Возможности | Угрозы |
- формирование системы раннего выявления потребления наркотиков; развитие новых направлений реабилитации и ресоциализации больных наркоманией; - возможность повышения заработной платы осужденных; - наличие свободных производственных площадей и рабочей силы; - возможность внедрения системы "112"; - улучшение материально-технической базы; - трудоустройство и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы; - создание АПК "Безопасный город"; - дальнейшее развитие сети судебных участков мировых судей; - снижение уровня подростковой преступности и правонарушений | - увеличение смертности лиц, потребляющих наркотики; - появление новых видов наркотических средств; - отсутствие государственных заказов на производство товарной продукции в исправительных колониях; - низкая конкурентоспособность производимой продукции; - возникновение чрезвычайной ситуации; нестабильные социально-экономические условия; - несовершенство правовой системы; - отсутствие капитального ремонта дорог; - вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений со стороны взрослых лиц |
Таким образом, наряду с достигнутыми положительными результатами по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и территорий региона за 2010 - 2012 годы Белгородская область испытывает ряд проблем:
- увеличение числа лиц с впервые установленным диагнозом "употребление наркотиков с вредными последствиями" в 2012 году на 6,5 процента. В 2012 году средний показатель по области составил 45,6 на 100 тыс. населения, тогда как в 2010 году - 42,8 на 100 тыс. населения;
- незначительное число осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеют рабочие специальности, востребованные в центрах трудовой адаптации и на рынке труда области. В 2011 году таких осужденных было 1171 человек, или 26,4 процента, в 2012 году - 1035 человек, или 23,3 процента;
- слабая мотивация осужденных к труду. Среднедневная заработная плата осужденных в 2011 году составляла 163,09 рубля, в 2012 году - 164,09 рубля, в 2013 году - 192,62 рубля. Отказывалось от труда в 2011 году 66 человек, в 2012 году - 100 человек;
- низкий процент осужденных, трудоустроенных на оплачиваемых работах в исправительных колониях. В 2011 году на оплачиваемых работах было занято 816 осужденных (18,2 процента), в 2012 году - 843 человека (19 процентов);
- возросло количество преступлений, совершенных несовершеннолетними повторно, на 15,12 процента (с 86 до 99 преступлений), а также количество преступлений, совершенных ранее судимыми подростками, на 81,82 процента (с 44 до 80 преступлений);
- в четыре раза в 2012 году (с 3 до 12) увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, в сфере незаконного оборота наркотиков. Также увеличилось с 64 в 2011 году до 67 в 2012 году количество совершенных несовершеннолетними административных правонарушений, связанных с употреблением наркотических и психотропных веществ, зарегистрировано два факта совершения подростками преступлений в состоянии наркотического опьянения (за 2011 год - 0);
- отмечается значительный рост числа преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, с 23 до 41 или на 78,26 процента.
Эти и другие угрозы безопасности Белгородской области требуют реализации долгосрочных комплексных мер, направленных на повышение защищенности населения и объектов областной инфраструктуры.
Угрозы безопасности, оказывающие деструктивное воздействие на различные сферы жизни и деятельности Белгородской области и ее жителей, находятся в тесной взаимосвязи и во взаимодействии друг с другом. В ходе этого взаимодействия возникает результирующий комплекс угроз, который не является простой их совокупностью.
Исходя из этого обеспечить эффективное противодействие существующим и потенциальным угрозам можно только при учете особенностей каждой из них, а также специфики их проявления в единой системе деструктивных факторов. Отсюда можно сделать вывод, что меры по обеспечению безопасности Белгородской области должны носить комплексный и системный характер.
Таким комплексным системным документом является государственная программа Белгородской области "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области" (далее - государственная программа), разработанная с учетом действующих долгосрочных программ, затрагивающих различные вопросы обеспечения региональной безопасности, и предложений органов исполнительной власти и правоохранительных структур Белгородской области.
Особенностью государственной программы является необходимость учета совместных действий на территории Белгородской области субъектов обеспечения безопасности областного и федерального уровней.