Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 511-пп



1.5. Развитие общественного самоуправления в Белгородской области


В 2008 году на территории Белгородской области начата практическая реализация статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), давшей законодательную базу для самоорганизации граждан. Выделяют различные формы общественного самоуправления: территориальное общественное самоуправление, советы общественности на территории муниципальных районов, советы территорий в городских округах, уличные и домовые комитеты, старосты сельских населенных пунктов.


Среди различных форм самоорганизации населения самой массовой является территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС). Им принадлежит главная роль в решении задач привлечения граждан к участию в местном самоуправлении.


На 1 января 2018 года на территории Белгородской области уполномоченными органами местного самоуправления зарегистрировано 2001 ТОС. Наиболее активно ТОС развивается на территории города Белгорода (создано 606 ТОС, общая численность членов ТОС составляет 213000 человек), Шебекинского района (151 ТОС, в работу вовлечено 15445 человек), Волоконовского района (146 ТОС общей численностью 12193 человека), Корочанского района (99 ТОС объединяет 17984 человека), Алексеевского района (75 ТОС - 43379 человек).


Основными направлениями работы ТОС на территории Белгородской области являются: благоустройство территории, поддержание чистоты и порядка, озеленение, патриотическое воспитание, работа с детьми и молодежью, спортивная и культурно-массовая работа с жителями своей территории, профилактика правонарушений и охрана общественного порядка на территории ТОС.


Для дальнейшего развития системы ТОС необходимо увеличивать долю ТОС, имеющих статус юридического лица и обладающих соответственно более широкими возможностями для реализации своих проектов, а также совершенствовать механизм сотрудничества ТОС с органами государственной власти и органами местного самоуправления.


Развитие Советов общественности также является важным вектором развития общественного самоуправления. Всего на 2018 год Советы общественности успешно функционируют в 13 муниципальных районах Белгородской области. Это представители общественных организаций, существующих на данной территории (Совет ветеранов, Совет женщин, Союз пенсионеров и др.), представители молодежи, депутатского корпуса, предприятий и учреждений, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории поселения, территориальных общественных самоуправлений, председатели уличкомов, участковый уполномоченный полиции, активные и авторитетные граждане поселения.


Основной целью Совета общественности является оказание содействия органам местного самоуправления в осуществлении общественного контроля по поддержанию общественного порядка, профилактике правонарушений и антиобщественных действий граждан, проведении индивидуально-воспитательных мероприятий. Одним из положительных моментов работы Советов общественности для муниципальных образований является то, что общественное порицание часто имеет больший эффект по сравнению с привлечением к административной ответственности.


В городских округах Белгородской области с 2008 года создаются Советы территорий. По состоянию на 2018 год Советы территорий успешно функционируют на территории г. Белгорода и г. Старого Оскола. В качестве единиц общественного самоуправления были выделены внутригородские территории, границы которых совпадают с границами избирательных округов. В состав Советов территорий входят: руководители предприятий и учреждений, представители общественных организаций, жители территории, председатели ТОС, представители сферы образования, культуры, представители социальной сферы. К концу 2019 года Советы территорий будут созданы и начнут функционировать на территории всех городских округов Белгородской области.


Уличные и домовые комитеты являются одной из форм организации общественного самоуправления населения. Председатель и члены уличного (домового, квартального) комитета представляет интересы жителей, проживающих на улице (в доме, квартале), в отношениях с жилищно-эксплуатационными предприятиями, организациями, администрацией поселения, организует жителей улицы для самостоятельного решения вопросов по созданию благоприятных и безопасных условий проживания, решения совместно с органами местного самоуправления вопросов местного значения. На данный момент 150897 жителей Белгородской области объединены в уличные комитеты и 29979 жителей области объединены в домовые комитеты, что составляет 15 процентов и 4 процента соответственно от жителей Белгородской области. До конца 2025 года планируется вовлечь до 25 процентов жителей в деятельность уличных комитетов и до 15 процентов - в деятельности домовых комитетов на территории Белгородской области.


В 2018 году Федеральный закон N 131-ФЗ был дополнен статьей 27.1, согласно которой введен институт старост сельских населенных пунктов.


Староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.


Староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления.


Срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.


К концу 2025 года планируется внедрить институт старост сельских населенных пунктов на территории всех муниципальных районов Белгородской области.