Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года (с изменениями на 9 марта 2022 года)



11.1. Стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности


Внешний контур экономического сотрудничества Республики Бурятия включает четыре сферы: межрегиональные кооперационные взаимодействия внутри России, приграничное сотрудничество с Монголией, региональное сотрудничество с субъектами соседних стран, не имеющих общую государственную границу (Автономный район Внутренней Монголии, Китай, Республика Корея, Япония), глобальный рынок.


Расширение стран-партнеров в предстоящей перспективе придется в основном на третий круг в зависимости от развития отношений Евразийского экономического союза со странами Центральной и Юго-Восточной Азии и, в первую очередь, от сопряжения отношений с Китайским трансконтинентальным проектом "Экономическая зона Великого Шелкового пути". Увеличение торговых связей на глобальном рынке подвержено влиянию геополитической конъюнктуры и мировым трендам торговых отношений ведущих стран.


Анализ существующего положения позволяет отметить следующее:


1. Несмотря на положительную динамику внешнеторгового оборота состояние внешнеэкономической деятельности республики нельзя назвать успешным, так как высокие темпы роста экспорта обусловлены, с одной стороны, фактором "низкого старта", а с другой - результаты достигнуты не обширным составом предприятий - экспортеров, а единичным представителем авиационной промышленности. Кроме того, 90,0% валютной выручки всего пять - шесть товарных позиций в экспорте.


2. Размыты место и роль внешнеэкономического комплекса в приоритетах экономической политики, пропорции между экспортно-ориентированным сектором экономики и сектором, работающим на внутренний рынок.


3. Под выстроенную модель внешнеэкономического комплекса следует формировать институты государственного управления и гражданские институты содействия развитию внешнеэкономической деятельности, а также механизмы встраивания экономики республики в международные цепочки рыночных взаимодействий.


4. Для реализации задач Стратегии требуются сильные лидеры, люди с глобальным мышлением, даром предвидения, а также достаточное количество специалистов, знающих мир, мировую экономику, международное право, владеющих двумя и более иностранными языками, методикой ведения делового разговора с иностранными партнерами. Вузами республики ежегодно выпускается около 80,0 специалиста в сфере международных отношений и таможенного дела.


Ключевыми проблемами развития внешнеэкономической деятельности республики являются:


низкий уровень готовности предприятий к внешнеэкономической деятельности вследствие недостаточного количества и качества выпускаемой продукции;


узкие места опорной транспортной инфраструктуры, в том числе необустроенность пунктов пропуска, неудобства при пересечении границы физическими лицами и транспортными средствами;


отсутствие мер поддержки для экспорта услуг;


отсутствие доступных кредитов (высокие процентные ставки коммерческих кредитов и короткие сроки кредитования для осуществления экспортных поставок) и субсидирования процентных ставок по кредитным программам для экспортно-ориентированных компаний;


сложности в получении разрешительных документов (сертификатов) в соответствии с требованиями страны назначения экспортных поставок. Сохраняется проблема нетарифных барьеров для поставок сельскохозяйственной и пищевой продукции на зарубежные рынки (включая сертификационные и санитарно-ветеринарные требования).


Большая часть проблем относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и будет решаться в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации "Международная кооперация и экспорт".