Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года (с изменениями на 9 марта 2022 года)



1. Модель формирования сети пространственного развития (подход к выделению центров (зон) роста)


Центры (зоны) роста формируются в точках концентрации экономического, социального потенциала; в точках обеспечения освоения экономического пространства республики; в точках обеспечения безопасности развития республики. Данная сеть позволит обеспечить безопасность развития территории с позиции освоения ресурсов, задействования экономического пространства, опережающих темпов развития по всем направлениям социально-экономического развития.


В связи с вхождением Республики Бурятия в Дальневосточный федеральный округ наиболее перспективными центрами экономического роста, требующими поддержки, являются: территории опережающего социально-экономического развития, территории свободного порта Владивосток, территории реализации инвестиционных проектов, отобранных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 года N 1055, приграничные территории, территории компактно расположенных земельных участков в рамках программы "Дальневосточный гектар", прочие приоритетные территории, определенные Главой Республики Бурятия - Председателем Правительства Республики Бурятия.


Пространственное развитие основано на экономико-географическом факторе, отражающем транспортную доступность к товарным рынкам. Данный подход также позволил объединить районы вдоль сложившихся дорожно-транспортных сетей федерального и регионального значения.


В данной модели пространственного развития выделяются следующие центры (зоны) развития:


Город Улан-Удэ и городская агломерация.


Агломерация включает городской округ "Город Улан-Удэ" и 4 муниципальных района республики: Иволгинский, Заиграевский, Прибайкальский, Тарбагатайский. Площадь территории составляет 28,5 тыс. кв. км. Население составляет 588,3 тыс. чел.


Улан-Удэнская агломерация - это огромный рынок сбыта и территория с инвестиционно-привлекательными условиями, это крупнейший транспортный узел, туристический, крупный промышленный центр с развитым транспортно-логистическим комплексом, высококвалифицированной рабочей силой, образовательным и научным потенциалом, показывающий уверенные темпы роста валового регионального продукта и создающий условия для устойчивого социально-экономического развития.


Город Улан-Удэ расположен в узловой точке территориальных и экономических интересов Сибири, Дальнего Востока и Северо-Восточной Азии. Город пересекает Транссибирская магистраль - крупная транспортная артерия, открывающая доступ из европейской части континента через Монголию к интенсивно развивающемуся Китаю. Международный аэропорт "Байкал" г. Улан-Удэ получил статус открытого по пятой степени свободы воздуха наряду с аэропортами в городах Сочи, Владивосток и Калининград.


Город Улан-Удэ располагает значительным туристским потенциалом, динамично развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, деловой и конгрессный, рыболовно-охотничий, паломнический виды туризма.


Внутри агломерации функционируют крупнейшие машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия. Одним из ведущих предприятий является Улан-Удэнский авиационный завод. Предприятие входит в число лидеров Сибири по объемам поставок продукции гражданского и военного назначения на экспорт, имеет самую большую долю в общем объеме промышленного производства республики и является крупнейшим налогоплательщиком бюджета республики. Улан-Удэнский авиационный завод является одним из ведущих предприятий вертолетостроения Российской Федерации.


Для Улан-Удэнской агломерации характерен большой приток населения из других муниципальных образований республики (ежегодно в г. Улан-Удэ прибывает более 10,0 тыс. чел.), что вызывает большую нагрузку на инженерную и социальную инфраструктуру.


Развитие г. Улан-Удэ позволит обеспечить населению высокооплачиваемые рабочие места и повысить уровень комфортности проживания, тем самым закрепив его на территории.


Важнейшей функцией города в долгосрочной перспективе является перераспределение:


потоков промышленной продукции из других центров (зон) развития с транспортировкой на внешние и внутрироссийские рынки, прежде всего рынки стран Северо-Восточной Азии и Сибирского федерального округа соответственно;