Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года (с изменениями на 9 марта 2022 года)



Оптовая и розничная торговля


Сфера торговли обеспечивает порядка 14,0% добавленной стоимости в валовом региональном продукте республики и поступление порядка 13,0% налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.


Торговое обслуживание населения осуществляет 6316 объектов розничной торговли, в том числе 93 торговых центра, 34 торговых комплекса, 3 розничных рынка. Обеспеченность торговыми стационарными площадями на 1000 жителей составляет 654 кв. м, что превышает установленный в республике норматив на 7,7% (минимальный норматив - 607 кв. м на 1000 жителей). В республике реализуется социальный проект по созданию сети социальных магазинов, функционирует 49 социальных магазинов.


На фоне положительных тенденций развития торговли и общественного питания существует ряд проблем и нерешенных задач:


недостаточный уровень инвестиционной активности в сфере торговли в части финансирования строительства и реконструкции торговой инфраструктуры, в том числе торговых объектов;


наличие территориальных диспропорций в уровне обеспеченности торговыми площадями муниципальных районов республики и г. Улан-Удэ;


низкий охват и качество организации торгового обслуживания жителей сельских поселений, особенно в отдаленных и малых населенных пунктах;


проблема продвижения товаров местных товаропроизводителей на внутренний и межрегиональный уровни;


низкая емкость рынка республики;


наличие фактов несоответствия качества товаров и услуг требованиям законодательства;


дефицит квалифицированных кадров отрасли торговли (связан с невысоким уровнем оплаты труда в торговле относительно других отраслей, значительной текучестью кадров);


низкая платежеспособность населения.


Из-за ограниченных объемов внутреннего рынка сетевая торговая розница развивается за пределами республики. К 2018 году открыто 83 торговых объекта с годовым оборотом по экспертным оценкам около 5,0 - 8,0 млрд. рублей в Монголии, Иркутской области и Забайкальском крае.


Основная цель развития торговли - удовлетворение спроса населения и бизнеса в потребительских и промышленных товарах через развитие многоформатной инфраструктуры торговли и предпринимательской активности.


Для дальнейшего развития оптовой и розничной торговли необходимо решение следующих задач: