Сфера торговли обеспечивает порядка 14,0% добавленной стоимости в валовом региональном продукте республики и поступление порядка 13,0% налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
Торговое обслуживание населения осуществляет 6316 объектов розничной торговли, в том числе 93 торговых центра, 34 торговых комплекса, 3 розничных рынка. Обеспеченность торговыми стационарными площадями на 1000 жителей составляет 654 кв. м, что превышает установленный в республике норматив на 7,7% (минимальный норматив - 607 кв. м на 1000 жителей). В республике реализуется социальный проект по созданию сети социальных магазинов, функционирует 49 социальных магазинов.
На фоне положительных тенденций развития торговли и общественного питания существует ряд проблем и нерешенных задач:
недостаточный уровень инвестиционной активности в сфере торговли в части финансирования строительства и реконструкции торговой инфраструктуры, в том числе торговых объектов;
наличие территориальных диспропорций в уровне обеспеченности торговыми площадями муниципальных районов республики и г. Улан-Удэ;
низкий охват и качество организации торгового обслуживания жителей сельских поселений, особенно в отдаленных и малых населенных пунктах;
проблема продвижения товаров местных товаропроизводителей на внутренний и межрегиональный уровни;
низкая емкость рынка республики;
наличие фактов несоответствия качества товаров и услуг требованиям законодательства;
дефицит квалифицированных кадров отрасли торговли (связан с невысоким уровнем оплаты труда в торговле относительно других отраслей, значительной текучестью кадров);
низкая платежеспособность населения.
Из-за ограниченных объемов внутреннего рынка сетевая торговая розница развивается за пределами республики. К 2018 году открыто 83 торговых объекта с годовым оборотом по экспертным оценкам около 5,0 - 8,0 млрд. рублей в Монголии, Иркутской области и Забайкальском крае.
Основная цель развития торговли - удовлетворение спроса населения и бизнеса в потребительских и промышленных товарах через развитие многоформатной инфраструктуры торговли и предпринимательской активности.
Для дальнейшего развития оптовой и розничной торговли необходимо решение следующих задач: