Действующий

О внесении изменений в распоряжение от 22.07.2013 N 1385-рп



Рынок розничной торговли

Исходная фактическая информация по ситуации на рынке розничной торговли в Тюменской области

Тюменская область занимает одну из лидирующих позиций в РФ по показателям, характеризующим развитие рынка розничной торговли. По обороту розничной торговли в расчете на душу населения занимает 7 место в РФ, 4 место в УФО по состоянию на 2015 год.

По состоянию на 01.01.2017 на территории Тюменской области функционировало 10343 объектов торговли, из них 9761 объектов розничной торговли, 12 розничных рынков, 570 объекта оптовой торговли. Торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики региона.

На сегодняшний день в торговле наблюдается тенденция перехода лиц и организаций, осуществляющих торговлю непродовольственными товарами на розничных рынках и ярмарках, во вновь построенные торговые центры, предоставляющие более комфортные условия, как продавцам, так и покупателям. В последние годы происходит постепенная переориентация покупателей на приобретение товаров и услуг в торговых центрах, стационарных торговых объектах. Удельный вес сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли в 1 полугодии 2017 года составил 26,6%. Торговые сети представлены федеральными и региональными операторами. Удельный вес продажи на розничных рынках и ярмарках в обороте розничной торговли - 2,13%.

Однако развитие сети розничных рынков способствует росту цивилизованной конкуренции, следствием которой является демонополизация цен, появляется возможность для местного производителя без посредников реализовать свою продукцию, технологически продвинутым хозяйствам предложить покупателю селекционный семенной фонд и, наконец, что наиболее важно - обеспечить жителей области качественными продуктами питания.

В Тюменской области по состоянию на 01.01.2017 функционирует 12 розничных рынков (9 - универсальных, 1 - специализированный продовольственный, 1 - сельскохозяйственный, 1 - специализированный непродовольственный) с общим количеством торговых мест 1722, из них 237 торговых места, или 14%, отведено для местных сельхозтоваропроизводителей и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.

На долю магазинов шаговой доступности приходится более 71% оборота розничной торговли. Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере торговли способствует повышению конкуренции в данной сфере деятельности, стабилизации уровня цен, не позволяет крупным торговым сетям диктовать свои условия на рынке. Кроме того, малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых видов товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Поддержка малого бизнеса в Тюменской области является одной из приоритетных задач органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Проблематика ситуации на рынке розничной торговли в Тюменской области

Уровень развития инфраструктуры рынка розничной торговли показывает, что розничная торговая сеть неравномерно размещена как по территории области, так и внутри населенных пунктов.

Создание условий для развития конкуренции на рынке розничной торговли

Цель

Мероприятие

Срок реализации

Ответственный исполнитель

Обеспечение возможности осуществления розничной торговли на розничных рынках и ярмарках (в том числе посредством создания логистической инфраструктуры для организации торговли)

Установление нормативов минимальной обеспеченности населения Тюменской области площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках

2017 год

Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области

Организация и проведение ярмарок. Содействие расширению ярмарочной деятельности на территории Тюменской области с привлечением сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий пищевой перерабатывающей промышленности

Постоянно

Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области

Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

Организация торговых мест на розничных рынках для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, членами таких хозяйств, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством

Постоянно

Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

Размещение в открытом доступе в сети Интернет информации о порядке организации и датах проведения ярмарок на территории Тюменской области

Содействие созданию логистической инфраструктуры и оптово-распределительных центров для организации розничной торговли в непривлекательных территориях

Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области

Обеспечение возможности населения покупать продукцию в магазинах шаговой доступности (магазинах у дома), в специализированных и фирменных магазинах

Содействие товаропроизводителям в реализации выпускаемых ими товаров организациями розничной торговли, в т.ч. магазинами "шаговой доступности"

Постоянно

Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

Содействие развитию фирменных магазинов и предприятий несетевой розничной торговли

Проведение конкурса "Лучшие товары и услуги Тюменской области"

Стимулирование развития розничной торговли в сельских населенных пунктах Тюменской области

Проведение мониторинга обеспеченности населения муниципальных образований области торговыми площадями

Ежегодно

Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области

Органы местного самоуправления

(по согласованию)

Проведение в муниципальных образованиях совещаний, посвященных актуальным вопросам развития розничной торговли

Осуществление государственной поддержки отдаленных и труднодоступных местностей в части возмещения расходов на доставку товаров первой необходимости и оказания социально значимых видов бытовых услуг

Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области

Сокращение присутствия государства на рынке розничной торговли фармацевтической продукцией до необходимого для обеспечения законодательства в области контроля за распространением наркотических веществ минимума

Сокращение административных барьеров при предоставлении государственной услуги по лицензированию фармацевтической деятельности

Постоянно

Департамент здравоохранения Тюменской области

Наименование контрольного показателя

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

факт

Доля оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли, %

3,4

2,5

2

2

1,8

Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды в розничной торговле улучшилось за истекший год, %

14,9

9,1

9,3

10

23,5

Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере розничной торговли стало меньше за истекший год, %

6,4

5,5

3,7

3,3

7,8

Доля оборота магазинов шаговой доступности (магазинов у дома) в структуре оборота розничной торговли по формам торговли (в фактически действовавших ценах), % <*>

75,8

72,9

70,8

67,3

64,7

Доля негосударственных аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтической продукцией, в общем количестве аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтической продукцией, %

95,6

95,9

96,9

96,9

97,1

--------------------------------

<*> Алгоритм расчета показателя: Dш = 100 - Dр - Dтс, где

Dш - доля оборота магазинов шаговой доступности "магазинов у дома" в структуре оборота розничной торговли по формам торговли (в фактически действующих ценах) в муниципальных образованиях Тюменской области, %

100 - общий объем оборота розничной торговли Тюменской области, %

Dр - удельный вес продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в общем объеме оборота розничной торговли, %

Dтс - удельный вес оборота розничной торговли организаций, относящихся к торговым сетям, в общем объеме оборота розничной торговли, %