Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования детей на территории городского округа Самара реализуется в пределах компетенций органов местного самоуправления, закрепленных нормами федерального законодательства, а именно: федеральными законами от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В целях обеспечения комплексного и эффективного расходования бюджетных средств с 2015 года действует муниципальная программа "Развитие муниципальной системы образования городского округа Самара" на 2015 - 2019 годы, утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 08.10.2014 N 1489. Как показала практика, программно-целевой метод реализации управленческих функций за счет целевого аккумулирования ресурсов и мобильного их направления в муниципальную систему образования позволяет достигать устойчивых результатов. Ведущим преимуществом поэтапного освоения программных мероприятий является обеспечение жизнеспособности достигнутых результатов и возможностей для получения синергетических эффектов.
За период реализации Программы удалось:
стабилизировать удовлетворение потребностей населения в доступности образовательных услуг, особенно дошкольного образования;
обеспечить ресурсную оснащенность образовательных учреждений в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами;
снизить дефицит мест и организовать процесс обучения в соответствии с действующими санитарными и противопожарными нормами;
реализовать проекты по улучшению материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе и по вопросам здоровьесбережения;
поддержать традиционные и новые направления современной педагогики, транслировать достижения муниципального образования;
повысить охват обучающихся качественным горячим питанием;
увеличить спектр дополнительных образовательных услуг, особенно технической и физкультурно-оздоровительной направленностей;
не допустить роста социальной напряженности в обществе за счет обеспечения территориальной доступности образовательных услуг.
Важным фактором при этом являлась оптимизация расходов на административно-управленческие функции и содержание персонала муниципальных служащих.
Итоги ежегодного мониторинга достигаемых результатов Программы убеждают в качественном и эффективном решении поставленных задач и необходимости дальнейшего совершенствования муниципальной системы образования путем утверждения новой муниципальной программы городского округа Самара "Совершенствование организации предоставления образования в городском округе Самара" на 2020 - 2025 годы.
В структуре новой Программы на основе полученной практики принципиально осуществлен отказ от подпрограмм. В силу действующего бюджетного устройства перемещение свободных финансовых средств между подпрограммами существенно осложняет мобильность получения ожидаемых результатов, наблюдается автономизация выделенных направлений внутри единой муниципальной системы образования. Также в новой редакции Программы исключена детализация мероприятий, сходных по содержательно-смысловым аспектам, проведена их перекомпановка и укрупнение. При этом система индикаторов подробно и прозрачно отражает ожидаемую результативность планируемых расходов.
При отсутствии муниципальной программы резко теряется целевая направленность расходов, что повлечет усугубление прогнозируемых проблем: