Действующий

Об утверждении государственной программы Оренбургской области "Развитие системы образования Оренбургской области" (с изменениями на 26 июля 2024 года)


Общая характеристика общего и дополнительного образования в Оренбургской области


Основными направлениями государственной политики Оренбургской области в сфере общего образования и дополнительного образования на период реализации государственной программы являются обеспечение равенства доступности качественного образования и обновление его содержания и технологий (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.

В системе образования Оренбургской области по состоянию на 1 января 2022 года функционировали:

813 школ - 29 начальных, 212 основных, 572 средних (243,08 тыс. обучающихся), в том числе 107 филиалов ООО (2,1 тыс. человек);

4 вечерние (сменные) ООО (1,01 тыс. обучающихся);

9 негосударственных ООО (1,3 тыс. обучающихся);

28 специальных (коррекционных) школ-интернатов и школ, детских домов, 1 учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением (для мальчиков) (2,4 тыс. воспитанников);

167 ООДО (247,3 тыс. воспитанников).

Во 2-ю смену обучаются 32408 человек (13,4 процента от общего числа обучающихся).

Определяющее влияние на развитие общего и дополнительного образования оказывают демографические тенденции.

В период реализации государственной программы продолжится увеличение численности детей, что потребует создания дополнительных мест в ООО.

Увеличение численности обучающихся и сокращение количества школ позволили оптимизировать затраты в связи с увеличением средней численности учащихся в расчете на одну школу и средней наполняемости учащимися классов-комплектов.

Численность обучающихся в расчете на одну школу составила 299,8 обучающегося, что на 13,4 обучающегося выше показателя предшествующего учебного года (286,4 обучающегося), в том числе в городских школах - 817,0 обучающегося (прирост - 14,4 обучающегося), в сельских школах - 146,5 обучающегося (прирост - 5,8 обучающегося).

Наполняемость классов увеличилась с 18,7 до 19,0 обучающегося, в городских школах составляет 26,4 обучающегося, в сельских школах - 13,0 обучающегося.

Негосударственный сектор ОО незначителен по масштабу. Развитие негосударственного сектора сдерживается высокими затратами на обеспечение реализации основных общеобразовательных программ и высокой арендной платой.

Численность педагогических работников на 1 сентября 2022 года составляла:

в ООО - 16,2 тыс. человек;

в негосударственных ОО - более 180 педагогических работников.

В общей численности педагогических работников доля учителей составляет 91,2 процента (14,8 тыс. человек), в городских школах - 7,7 тыс. учителей (51,8 процента), в сельских - 7,1 тыс. учителей (48,2 процента).

Укомплектованность школ на начало 2022/2023 учебного года педагогическими кадрами составила 98,3 процента (в 2021/2022 учебном году - 98,1 процента).

Решению кадровых вопросов в ООО способствует реализация программы "Земский учитель". С 2020 года в рамках программы приняты на работу 62 учителя.

Оптимизация сети и реализация новых финансово-экономических механизмов привели к сокращению численности учителей.

На сегодняшний день в сфере общего и дополнительного образования сохраняются следующие проблемы, требующие решения:

разрывы в качестве образовательных результатов между ООО, работающими в разных социокультурных условиях;

низкие темпы обновления состава педагогических кадров;

несовершенство механизмов сетевого взаимодействия ОО для удовлетворения потребностей в развитии каждого ребенка;

недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в квалифицированных кадрах, имеющих дефектологическое образование, а также психолого-медико-социальном сопровождении;

несбалансированность рационов питания: низкое потребление молочных продуктов, рыбы, овощей и фруктов, недостаточное содержание в пище микроэлементов и витаминов;

обновление структур муниципального и регионального уровней, обеспечивающих непрерывное повышение квалификации педагогических работников;