Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 марта 2019 года N 80-рп


Об утверждении комплекса мер, направленного на развитие региональных систем обеспечения безопасного детства в Еврейской автономной области, на 2019 - 2020 годы

(с изменениями на 17 июля 2020 года)

(в ред. распоряжений правительства Еврейской автономной области от 27.12.2019 N 535-рп, от 17.07.2020 N 307-рп)




В целях повышения качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирования безопасной среды для развития детей на территории Еврейской автономной области:


1. Утвердить прилагаемый комплекс мер, направленный на развитие региональных систем обеспечения безопасного детства в Еврейской автономной области, на 2019 - 2020 годы.


2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор области
А.Б.ЛЕВИНТАЛЬ



УТВЕРЖДЕН
распоряжением правительства
Еврейской автономной области
от 11.03.2019 N 80-рп



КОМПЛЕКС МЕР, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, НА 2019 - 2020 ГОДЫ

(в ред. распоряжений правительства Еврейской автономной области от 27.12.2019 N 535-рп, от 17.07.2020 N 307-рп)



1. Паспорт комплекса мер, направленного на развитие региональных систем обеспечения безопасного детства в Еврейской автономной области, на 2019 - 2020 годы (далее - Комплекс мер).

Наименование Комплекса мер

Комплекс мер, направленный на развитие региональных систем обеспечения безопасного детства в Еврейской автономной области, на 2019 - 2020 годы

Исполнительный орган государственной власти, ответственный за реализацию Комплекса мер

Комитет образования Еврейской автономной области

Соисполнители Комплекса мер

Управление культуры правительства Еврейской автономной области;

комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области;

департамент семейной политики и обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Еврейской автономной области

(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 17.07.2020 N 307-рп)

Участники Комплекса мер

Уполномоченный по правам ребенка в Еврейской автономной области;

Следственный комитет РФ по Еврейской автономной области;

Отделение информации и общественных связей УМВД России по Еврейской автономной области;

Отделение организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Еврейской автономной области;

ОГБУ ДО "Центр "МОСТ";

ОГАОУ ДПО "Институт повышения квалификации педагогических работников";

ОГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних";

ОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 1";

ОГОБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом N 2";

ОГБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области";

Биробиджанская Епархия Русской Православной Церкви;

Казачий Свято-Никольский приход Храма Биробиджанской Епархии Русской Православной Церкви;

Приход Храма Святителя Николая в г. Биробиджане;

ООО "Общественное самоуправление" Еврейской автономной области;

Общественное молодежное движение "Волонтер XXI века" Еврейской автономной области;

Ассоциация приемных родителей и опекунов Еврейской автономной области "Вера, Надежда, Любовь";

РО "Союз женщин России" в Еврейской автономной области;

РО "Национальная родительская ассоциация" Еврейской автономной области;

ГТРК "Бира";

ООО "Автозвук" (Авторадио Биробиджан 106,4 FM);

ООО "Стратегия плюс";

Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Радиотелевизионный передающий центр Еврейской автономной области";

Муниципальные отделы образования

Цель Комплекса мер

Повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, и формирование безопасной среды для развития детей на территории Еврейской автономной области

Задачи Комплекса мер

1. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми.

2. Организация реабилитационных мероприятий и социально-медико-психологического сопровождения детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, и несовершеннолетних, проявляющих насилие по отношению к другим детям. Открытие новых структур и служб в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и на работу с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению.

3. Обеспечение проведения информационно-просветительской кампании среди подростков и населения области о недопустимости жестокого обращения, о правилах безопасного поведения в социуме, о возможностях получения помощи в случае жестокого обращения, преступных посягательств и сексуального насилия детей.

4. Обучение специалистов субъектов профилактики и добровольцев (волонтеров) технологиям работы с семьями группы риска и находящимися на ранней стадии риска, в том числе по вопросам предупреждения насилия и жестокого обращения.

5. Профилактика семейного неблагополучия. Внедрение эффективных социальных методик, способов и форм сопровождения семей с детьми группы риска

Этапы и сроки реализации Комплекса мер

Январь 2019 г. - декабрь 2020 г.

Ресурсное обеспечение реализации Комплекса мер

Объем финансирования на 2019 - 2020 гг. составляет 45745,30 тыс. рублей, из них:

- средства областного бюджета - 34648,00 тыс. рублей, в том числе:

на 2019 г. - 15820,00 тыс. рублей;

на 2020 г. - 18828,00 тыс. рублей;

- внебюджетные средства - 2137,00 тыс. рублей,

в том числе:

на 2019 г. - 1366,50 тыс. рублей;

на 2020 г. - 770,50 тыс. рублей;

- средства, запрашиваемые от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), - 8960,30 тыс. рублей, в том числе:

на 2019 г. - 3213,80 тыс. рублей;

на 2020 г. - 5746,50 тыс. рублей (кроме того, 64,08 тыс. рублей - экономия денежных средств гранта 2019 года)

(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 17.07.2020 N 307-рп)

Ожидаемые результаты реализации Комплекса мер

1. Участие в мероприятиях Комплекса мер порядка 44000 человек, что составит 26 процентов от общей численности населения области.

Срок: декабрь 2020 г.

2. Оказание специализированной помощи 7 целевым группам (2660 человек), что на 43 процента больше численности целевых групп по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Срок: декабрь 2020 г.

3. Задействование 56 государственных и негосударственных структур области в реализации Комплекса мер.

Срок: декабрь 2020 г.

4. Открытие 9 структур и служб в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и на работу с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению.

Срок: декабрь 2020 г.

5. Разработка и реализация 8 программ по профилактике насилия, жестокого обращения и суицида, реабилитации несовершеннолетних и их семей.

Срок: декабрь 2020 г.

6. Организация специальной подготовки для работы с детьми целевых групп 280 добровольцев и привлечение к проведению профилактических мероприятий 400 добровольцев.

Срок: декабрь 2020 г.

7. Прохождение специального обучения 110 специалистов для работы с целевыми группами, в том числе на стажировочных площадках Фонда, и привлечение 200 специалистов к реализации мероприятий Комплекса мер.

Срок: декабрь 2020 г.

8. Проведение 215 профилактических и образовательных мероприятий для семей Еврейской автономной области.

Срок: декабрь 2020 г.

9. Охват в рамках информационно-просветительской кампании 30 процентов населения Еврейской автономной области. Подготовка и распространение 9 видов информационных материалов (буклетов, наклеек, баннеров, плакатов, сборников - более 10000 экземпляров). Задействие теле -, радио - и интернет-ресурсов - 65 процентов от общего числа ресурсов, обеспечивающих информационную кампанию в Еврейской автономной области.

Срок: декабрь 2020 г.

10. Укрепление материально-технической базы 42 учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, задействованных в реализации Комплекса мер.

Срок: декабрь 2020 г.


2. Описание ситуации по тематике конкурса; оценка действующей системы профилактики жестокого обращения с детьми, комплексной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера; описание проблем, требующих решения в рамках Комплекса мер.


В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей определены ключевыми задачами Национальной стратегии действий в интересах детей. Данная проблематика не потеряла своей актуальности, на сегодняшний день издан Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", в котором определены приоритетные направления обеспечения безопасного детства.


В концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года определены основополагающие задачи, направленные на реализацию права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи, совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации. На противодействие жестокому обращению с детьми, включающему физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также пренебрежение потребностями ребенка, направлены усилия различных органов государственной власти и иных учреждений и организаций, работающих с семьями и детьми, несмотря на это дети остаются самой незащищенной и уязвимой частью общества, полностью зависящей от взрослых. В настоящее время в некоторых российских семьях складывается определенный образ жизни, для которого жестокость и насилие, алкоголизм и наркомания становятся нормой поведения и передаются от одного поколения к другому. В таких семьях растет число детей, родители которых пренебрегают нуждами несовершеннолетних и склонны к жестокому обращению. Зачастую пострадавшими становятся и матери несовершеннолетних.


По состоянию на начало второго квартала 2018 года на территории Еврейской автономной области проживают 2202 многодетных семьи, в которых воспитывается 7229 детей. По результатам мониторинга выявлено 316 (17 процентов) обследованных семей (1119 детей), имеющих признаки неблагополучия различной степени. За 1 полугодие 2018 года изъято 125 детей по социально опасному положению, что на 31 процент больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. За 6 месяцев заведено 26 уголовных дел за преступления в отношении несовершеннолетних, в том числе против жизни и здоровья, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, за неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, сопряженное с жестоким обращением, вымогательством, и другое.


Учитывая актуальность работы с семьями группы риска, в Еврейской автономной области реализуются Государственные программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области на 2019 - 2023 годы" и "Профилактика правонарушений и преступлений в Еврейской автономной области в 2018 - 2022 годах". Одной из основных проблем при организации работы является недостаточно тесное взаимодействие субъектов системы профилактики, выявление насилия и жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним. Недостаточно четко определены механизмы и организационно-правовые формы их взаимодействия. Оказание помощи детям различными организациями зачастую проводится параллельно, а не комплексно. Каждый субъект профилактики, выполняя свою деятельность, зачастую не видит конечного результата. Ведомственная разобщенность субъектов социально-профилактической работы и дублирование ими в некоторых случаях функций друг друга приводят к снижению результативности профилактики и выявления случаев насилия в отношении несовершеннолетних. В связи с этим в рамках Комплекса мер планируется развитие системы межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми, в том числе совершенствование нормативно-правовой базы, информационной кампании и механизмов межрегионального взаимодействия.


(в ред. распоряжения правительства Еврейской автономной области от 27.12.2019 N 535-рп)


Вопросами профилактики насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и их социальной реабилитации в Еврейской автономной области занимаются 3 специализированных учреждения: это ОГБУ ДО "Центр "МОСТ", ОГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", ОГКУЗ "Дом ребенка специализированный", 4 детских дома. С детьми и их семьями работают медики, социальные педагоги, психологи, специалисты по социальной работе. При этом стоит необходимость реорганизации данных учреждений с созданием на их базах кризисного центра для женщин с детьми, социально-реабилитационной службы, приемного отделения для детей в возрасте от 4 до 7 лет, оказавшихся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения, а также пострадавших от насилия в семье.


В целях эффективного продолжения профилактической и реабилитационной работы по случаям насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, а также матерей с детьми в рамках Комплекса мер необходима организация работы новых структур и служб, действующих на постоянной основе и преимущественно организованных в отдаленных населенных пунктах Еврейской автономной области: служба примирения; информационно-консультативный пункт для деятельности добровольцев; выездная межведомственная открытая приемная; бригада психологов кризисного реагирования; профильные отряды для детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям; служба горячей линии детского телефона доверия; кабинет спортивной терапии, детский казачий центр; семейная мастерская по арт-терапии.


Работа указанных структур и служб нацелена на реализацию адресных профилактических и реабилитационных программ для несовершеннолетних по навыкам неагрессивного поведения, конструктивного межличностного общения; для детей, склонных к суициду; для несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера, а также их близких родственников; для детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, в том числе сексуального характера; для обучения безопасному поведению в интернет-пространстве детей, родителей (законных представителей) и специалистов, работающих с детьми. Открытие служб и структур по работе с семьей и детьми позволит увеличить охват обслуживаемых семей, выявленных на ранней стадии семейного и детского неблагополучия, на 30 процентов; оказать своевременную, квалифицированную помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, подвергшимся насилию, в 100 процентах обращенных случаях, усилить работу по профилактике жестокого обращения в семьях на 20 процентов.


При организации профилактической работы на территории Еврейской автономной области наблюдается невысокая информированность населения о проблеме жестокого обращения и насилия, а также непродолжительная и малоэффективная просветительская работа, нацеленная на формирование установок неагрессивного поведения у детей и правил безопасного поведения.


В связи с чем необходима организация широкой информационно-просветительской кампании с охватом населения не менее 30 процентов с использованием теле-, радио- и интернет-связи о недопустимости жестокого обращения, о правилах безопасного поведения в социуме, а также о возможностях получения помощи в случае жестокого обращения, преступных посягательств и сексуального насилия в отношении детей.


Современные тенденции в образовательной среде Еврейской автономной области таковы, что имеется недостаточное количество специалистов, занимающихся случаем жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, а также с детьми группы суицидального риска. Большинство работающих на территории Еврейской автономной области психологов, социальных работников, педагогов и прочих специалистов имеют недостаточный уровень профессиональной компетентности по вопросам обеспечения безопасного детства. Не организована работа специализированных служб, отсутствуют педагоги-психологи в 60 процентах населенных пунктов Еврейской автономной области.


Поэтому актуальным является обучение специалистов субъектов профилактики и добровольцев технологиям работы с семьями группы риска и находящимися на ранней стадии риска, в том числе по вопросам предупреждения насилия и жестокого обращения. В рамках Комплекса мер предполагается формирование супервизорской группы психологов (форма профессиональной поддержки и профессионального роста практикующего консультанта, психолога, психотерапевта); создание ресурсного центра для формирования и внедрения эффективных инновационных практик, методик и технологий в системе защиты детства; организация курсов обучения волонтеров "Службы примирения"; организация работы добровольческих выездных школ; проведение обучающего семинара "Особенности жестокого и насильственного обращения с детьми в семьях" для специалистов.


Такая организация работы по методическому обеспечению и сопровождению специалистов, работающих с детьми, пострадавшими от жестокого обращения и преступных посягательств, и их семьями обеспечит долгосрочное использование трудовых ресурсов в системе профилактики и реабилитации несовершеннолетних и их семей.


В большинстве случаев в основе асоциального поведения подростков лежит насилие, корни которого кроются в семье. Родители подростков с противоправным поведением устранились от воспитания и содержания своих детей, в результате некоторые подростки попадают на улицу, где либо сами становятся объектом насилия, либо совершают насилие над другими. С целью улучшения эффективной работы с семьями, находящимися на ранней стадии семейного и детского неблагополучия, с семьями, находящимися в социально опасном положении, будут внедрены эффективные социальные методики, способы и формы сопровождения семей, включающие консультирование, патронаж, образовательная площадка, семинары, обучающие курсы, форум. А также будут организованы праздники с целью организации семейного досуга и привития семейных ценностей.


Таким образом, реализация основных мероприятий Комплекса мер позволит:


- совершенствовать систему межведомственного взаимодействия по профилактике, раннему выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми;


- организовать реабилитационные мероприятия и социально-медико-психологическое сопровождение детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, и несовершеннолетних, проявляющих насилие по отношению к другим детям. Открыть новые структуры и службы в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и на работу с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению;


- обеспечить проведение информационно-просветительской кампании среди подростков и населения области о недопустимости жестокого обращения, о правилах безопасного поведения в социуме, а также о возможностях получения помощи в случае жестокого обращения, преступных посягательств сексуального насилия детей;


- обучить специалистов субъектов профилактики и добровольцев технологиям работы с семьями группы риска и находящимися на ранней стадии риска, в том числе по вопросам предупреждения насилия и жестокого обращения;


- внедрить эффективные социальные методики, способы и формы сопровождения семей с детьми группы риска. Выявить семьи группы риска с целью их социального сопровождения.


При разработке Комплекса мер учитывались российский и региональный опыт профилактики жестокого обращения с детьми, социального сиротства, предложения министерств и ведомств, научных и практических работников.


3. Перечень показателей и индикаторов Комплекса мер.



Таблица 1



Перечень показателей и индикаторов

N п/п

Наименование индикатора (показателя)

Значение индикатора (показателя)

по состоянию на 1 января 2018 г.

по состоянию на 30 июня 2019 г. (прогноз)

по состоянию на 31 декабря 2019 г. (прогноз)

по состоянию на 30 июня 2020 г. (прогноз)

по состоянию на 31 декабря 2020 г. (прогноз)

1

2

4

5

6

7

8

1.

Численность целевых групп, которым была оказана специализированная помощь в рамках Комплекса мер, в том числе:

4

7

7

7

7

1.1.

Несовершеннолетние, пострадавшие от жестокого обращения и преступных посягательств, в том числе сексуального характера

52

60

80

80

80

1.2.

Несовершеннолетние, проявляющие насилие по отношению к другим детям, в том числе сексуального характера

57

83

120

170

200

1.3.

Родители, не выполняющие надлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей

1354

1550

1750

1900

2000

1.4.

Женщины с несовершеннолетними детьми, оказавшиеся в социально опасном положении вследствие угрозы насилия или жестокого обращения, а также пострадавшие от насилия в семье

56 женщин, 140 детей

100 женщин, 200 детей

130 женщин, 250 детей

130 женщин, 250 детей

130 женщин, 250 детей

2.

Количество муниципальных образований, участвующих в реализации Комплекса мер

0

6

6

6

6

3.

Количество организаций разной ведомственной принадлежности, участвующих в реализации Комплекса мер, в том числе:

26

31

56

56

56

3.1.

Организации социального обслуживания

3

3

3

3

3

3.2.

Образовательные организации

5

7

12

12

12

3.3.

Организации здравоохранения

6

7

11

11

11

3.4.

Правоохранительные организации

7

7

7

7

7

3.5.

Общественные организации

1

2

6

6

6

3.6.

Другие организации

4

5

17

17

17

4.

Количество служб, созданных в рамках Комплекса мер

0

4

7

9

9

5.

Численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми

3

5

5

6

6

6.

Численность родителей, восстановленных в родительских правах

7

7

9

9

10

7.

Численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах

0

2

2

4

4

8.

Численность детей и родителей (законных представителей), прошедших обучение по специализированным программам

58

200

200

240

260

9.

Численность добровольцев, прошедших специальную подготовку и привлеченных к работе с детьми целевых групп

0

200

280

280

280

10.

Численность руководителей и специалистов, прошедших обучение на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда

0

0

3

8

8

11.

Численность руководителей и специалистов, обученных тренерами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда

0

0

20

40

60

12.

Наличие регионального ресурсного центра, обеспечивающего в том числе формирование информационно-методического банка данных об эффективных практиках; методическое сопровождение деятельности специалистов

нет

да

да

да

да

13.

Количество изданных и распространенных информационных и методических материалов по тематике Комплекса мер

0

3500

5500

7500

10000

14.

Количество материалов, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей, передач и т.п.)

0

20

50

90

130

15.

Количество официальных сайтов, на которых размещена информация о реализации Комплекса мер, в том числе:

0

8

8

8

8

15.1.

Сайт правительства Еврейской автономной области

0

1

1

1

1

15.2.

Сайты исполнительных органов государственной власти Еврейской автономной области

0

7

7

7

7

16.

Численность руководителей и специалистов, принявших участие в итоговом межрегиональном мероприятии

0

0

0

0

320

17.

Количество других регионов, представители которых приняли участие в итоговом межрегиональном мероприятии

0

0

0

0

4