Первый тур "Учитель-профи"
1.1. Конкурсное испытание эссе "Я - учитель"
Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Формат конкурсного испытания: текст эссе (до 6 страниц), тема которого определяется организаторами конкурса и объявляется на установочном семинаре перед началом конкурсного испытания. Время написания эссе в аудитории - 5 часов. Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 7 критериям, каждый из которых оценивается в 3 балла и имеет равнозначный вес. Максимальный общий балл - 21.
Критерии оценки конкурсного испытания эссе "Я - учитель"
N | Критерии | Показатель по критерию | Максимальный балл |
1 | Языковая грамотность текста | В тексте не более 3 орфографических ошибок. В тексте не более 3 пунктуационных ошибок. В тексте не более 3 речевых ошибок. | 3 |
2 | Обоснование актуальности заданной темой проблематики | Содержание эссе соответствует заданной темой проблематике. Обоснована актуальность заданной темой проблематики. Актуальность заданной проблематики соотнесена с личным опытом, профессиональной позицией автора. | 3 |
3 | Ценностная направленность содержания | В содержании отражены ценностные установки автора. Ценностная направленность содержания соответствует заданной теме. Ценностная направленность содержания соответствует ценностным ориентирам современного образования. | 3 |
4 | Аргументированность позиции автора | Приводятся аргументы, подтверждающие авторскую позицию. Аргументация авторской позиции убедительна. Аргументы, подтверждающие авторскую позицию, корректны. | 3 |
5 | Формулирование проблем и видение путей их решения | Сформулирована проблема и представлено видение путей ее решения. Предлагаемые пути решения проблемы реалистичны и адекватны современным тенденциям развития образования. Сформулированная проблема и пути ее решения соотнесены с личным опытом автора. | 3 |
6 | Рефлексивность | Автор проявляет заинтересованность в заявленной проблематике. Автор проявляет готовность и способность к рефлексии. Автор проявляет готовность и способность к саморазвитию в контексте заявленной проблематики. | 3 |
7 | Оригинальность изложения | В тексте отсутствуют речевые клише, шаблоны и штампы. В тексте грамотно и уместно использованы художественные приемы и средства художественной выразительности. Текст легко и с интересом читается | 3 |
Максимальный балл | 21 |
1.2. Конкурсное испытание "Методический семинар"
Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (далее - ФГОС), профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н (далее - профессиональный стандарт "Педагог").
Формат конкурсного испытания: методический семинар проводится перед началом для всех участников конкурсного испытания "Урок", что позволяет соотнести заявленные теоретические положения с практикой их реализации. Регламент конкурсного испытания - 20 минут (представление конкурсантами концептуальных методических подходов, основанных на опыте работы - 10 минут; диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и ответов - 10 минут).
Представление, содержащее описание опыта профессиональной деятельности участника конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог" может сопровождаться мультимедийной презентацией (до 20 слайдов).
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 5 критериям, каждый из которых включает набор показателей. Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный общий балл за выполнение задания - 50.
Критерии оценки конкурсного испытания "Методический семинар"
N | Критерии | Показатель по критерию | Максимальный балл |
1 | Результативность и практическая применимость | Обосновывает применяемые методы и приемы при описании представляемого опыта. Описывает алгоритм применения представляемой образовательной технологии с опорой на реальные педагогические ситуации. Приводит конкретные аргументы, демонстрирует результативность применяемых приемов и методов. Обосновывает целесообразность транслирования своего педагогического опыта. Раскрывает необходимые для использования представляемой практики условия. | 10 |
2 | Коммуникативная культура | Умеет вести конструктивный диалог, выделяет главное при выражении своей профессиональной позиции. Точно и полно отвечает на вопросы экспертов (членов жюри). Убедительно аргументирует собственную позицию по обсуждаемым вопросам. Демонстрирует понимание важности взаимодействия в педагогической деятельности. Проявляет уважение к другим точкам зрения. | 10 |
3 | Оригинальность и творческий подход | Демонстрирует творческий подход и способность найти неожиданные решения педагогических задач. Выделяет новые стороны в обсуждаемых профессиональных вопросах. Проявляет индивидуальность и избегает шаблонов. Во время выступления использует яркие ораторские приемы. Отвечая на вопросы экспертов (членов жюри), использует художественные образы. | 10 |
4 | Научная корректность и методическая грамотность | Точно и корректно использует профессиональную терминологию. Демонстрирует научный взгляд на методические проблемы современного образования. Демонстрирует знание активных форм вовлечения обучающихся. Демонстрирует знание интерактивных технологий поддержки самостоятельности обучающихся. Самокритично оценивает собственные педагогические достижения. | 10 |
5 | Информационная и языковая грамотность | Использует разнообразные форматы представления информации о своей профессиональной деятельности (текст, изображения, аудио, видео и др.). Использует разнообразные источники информации и образовательные ресурсы (в том числе и электронные). Демонстрирует навыки самопрезентации (грамотность речи, ясность выражения мыслей и владение навыками ораторского мастерства). Демонстрирует педагогический кругозор и общую эрудицию, корректно использует профессиональную терминологию. В речи конкурсанта отсутствуют ошибки (орфоэпические, лексические, грамматические). | 10 |
Максимальный балл | 50 |
1.3. Конкурсное испытание "Урок"
Цель: раскрытие участниками своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент - 45 минут, самоанализ урока и вопросы экспертов - 10 минут), который проводится в образовательной организации. Темы уроков определяются в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочих программах по соответствующим предметам и с учетом их фактического выполнения в соответствующих классах и размещаются на официальном сайте регионального оператора конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за 2 дня до начала конкурсных испытаний. В случае если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации, урок проводится на вводную тему.