1. Сферой реализации Государственной программы является организация эффективной деятельности в области гражданской обороны (далее - ГО), защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
2. Принятие Государственной программы обусловлено необходимостью продолжения реализации государственной политики в сфере ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера межмуниципального и регионального значения для создания необходимых условий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения Ярославской области, которые позволят сделать качественный рывок в социально-экономическом развитии Ярославской области в условиях ограниченности бюджетных средств, с учетом достижения приоритетов и целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года".
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" дан старт реализации масштабных национальных проектов, напрямую не затрагивающих сферу реализации Государственной программы. Принимая во внимание, что ключевое значение в достижении обозначенных Президентом Российской Федерации целей будут иметь региональные проекты, важно обеспечить эффективность реализации текущих (процессных) мероприятий Государственной программы, без которых эти цели не могут быть достигнуты.
3. Проведение мероприятий ГО в рамках реализации Государственной программы определяется требованиями законодательства Российской Федерации, существующими полномочиями Правительства области в данной сфере деятельности. Направления указанных мероприятий:
- развитие и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию региональной системы оповещения Ярославской области (далее - РСО), служащей для оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, защитных сооружений и других объектов ГО;
- создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических и иных средств;
- организация подготовки населения в области ГО, а также защиты населения от ЧС природного и техногенного характера.
4. Минимизация последствий ЧС требует оперативных и скоординированных действий со стороны органов управления всех уровней, в том числе сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Ярославской области (далее - ТП РСЧС).
Своевременное оповещение и информирование органов, осуществляющих управление ГО, органов управления силами и средствами ТП РСЧС, единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Ярославской области и населения Ярославской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, позволят снизить риски возникновения ЧС, сохранить жизнь людей и минимизировать материальный ущерб.
Региональная система оповещения населения области принята в эксплуатацию с 21 августа 1990 года. Комплексная система экстренного оповещения населения области об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, являющаяся сегментом РСО, принята в эксплуатацию с 01 января 2014 года. Организовано 16 зон экстренного оповещения на территории 13 муниципальных образований области.
Для оповещения населения области о возникновении либо об угрозе возникновения ЧС в рамках РСО в настоящее время задействовано 29 автоматизированных рабочих мест, 205 комплексов электросиренного оборудования, 44 комплекса сиренно-речевого оповещения, 6 устройств перехвата передатчиков теле- и радиовещания. РСО интегрирована с двумя локальными системами оповещения объектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты II класса, и четырьмя локальными системами оповещения гидротехнических сооружений.
Контроль функционирования РСО осуществляется ежедневно путем автоматического тестирования сирен, устройств звуковещания и центров оповещения, размещенных в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований области. Ежеквартально проводятся комплексные технические проверки готовности РСО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения, проживающего на территории области.
Проведенные мероприятия по развитию РСО позволили обеспечить оповещение и информирование населения о возникновении либо угрозе возникновения ЧС со студийного оборудования ГТРК "Ярославия" по цифровым эфирным и кабельным телевизионным каналам "Россия-1" и "Россия-24", а также путем автоматического перехвата аналогового телевидения, транслируемого четырьмя телерадиопередающими станциями, расположенными на территории области. Обеспечена возможность информирования и оповещения населения из студии эфирного радиовещания в городах Ярославле и Рыбинске с 17 радиопередатчиков FM-диапазона, а также путем автоматического перехвата 8 радиопередатчиков FM-диапазона в городах Переславле-Залесском и Угличе.
С целью организации передачи сигналов оповещения населения в условиях прекращения аналогового вещания общероссийских обязательных общедоступных каналов в ходе обеспечения перехода на цифровое телевещание в 2019 году необходимо провести организационные и технические мероприятия по обеспечению оповещения населения путем передачи заранее записанных сигналов со студийного оборудования вещателей. Проведение указанных мероприятий позволит обеспечить оповещение и информирование населения по телевизионным и радиоканалам на всей территории области.