Сфера дополнительного образования, сосредотачивая усилия общества на наиболее полном удовлетворении права ребенка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, способствующих личностному и профессиональному самоопределению, создает особые возможности для развития образования в целом. Это становится особенно актуальным в условиях построения инновационной экономики, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года.
1. проблематика и предполагаемые результаты
Вместе с тем, становится очевидным, что система дополнительного образования должна модернизироваться. Главная задача - обеспечить доступ всех детей (независимо от места проживания, социального статуса семьи, здоровья и т.д.) к качественному дополнительному образованию с учетом интересов детей и их родителей.
Реализация мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей (создание регионального модельного центра, регионального навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, открытие детских технопарков, введение персонифицированного финансирования и др.) - это путь решения вопросов доступности качественного образования для всех детей региона, улучшения материально-технической базы организаций дополнительного образования, обеспечения учреждений высокопрофессиональными кадрами, улучшения образовательного процесса за счет сетевых форм взаимодействия образовательных организаций и др.
Проведение перечисленных мероприятий позволит увеличить долю обучающихся, занятых в сфере дополнительного образования, в 2021 году до 77%.
2. Данные по сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству
В Кемеровской области деятельность по дополнительным общеобразовательным программам ведут различные организации: государственные, муниципальные организации дополнительного образования, организации профессионального образования, общеобразовательные организации, частные организации.
По состоянию на 1 января 2018 в области функционировало 298 организаций дополнительного образования:
116 - в сфере образования;
107 - в сфере культуры;
75 - в сфере спорта.
В последнее время происходит увеличение контингента обучающихся сферы дополнительного образования. Удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет в 2013 году составлял 74%, по итогам 2017 года - 75,9%.
Вместе с тем, негосударственный сектор в системе дополнительного образования развит незначительно. Количество организаций, имеющих лицензию на право оказания образовательных услуг по дополнительному образованию, не превышает 6 единиц. Основное направление их работы - преподавание иностранных языков.
Для правильной оценки состояния сферы регионального дополнительного образования детей необходимо проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов. Грамотно проведенная инвентаризация позволит оптимизировать использование имеющегося материально-технического и кадрового потенциала для реализации дополнительных общеобразовательных программ.