Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 октября 2018 года N 484-р


О реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Кемеровской области



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и с целью формирования современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":


1. Определить региональным координатором, ответственным за внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Кемеровской области, департамент образования и науки Кемеровской области.


2. Определить региональным модельным центром дополнительного образования детей, осуществляющим организационное, методическое и аналитическое сопровождение, мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории Кемеровской области, а также координацию мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей, Государственное автономное учреждение дополнительного образования "Областной центр дополнительного образования детей".


3. Утвердить прилагаемый комплекс мер по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Кемеровской области.


4. Утвердить прилагаемую Концепцию внедрения целевой модели развития системы дополнительного образования детей в Кемеровской области.


5. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".


6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам образования и науки) Е.А.Пахомову.


7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания.



Губернатор
Кемеровской области
С.Е.ЦИВИЛЕВ



Утвержден
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 26 октября 2018 г. N 484-р



КОМПЛЕКС МЕР ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемые результаты

Исполнители

Срок

1

2

3

4

5

1

Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Кемеровской области между проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО национального проекта), Министерством просвещения Российской Федерации, Коллегией Администрации Кемеровской области

Трехстороннее соглашение

Департамент образования и науки Кемеровской области

До 15 марта 2019 г.

2

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации ведомственного проектного офиса департамента образования и науки Кемеровской области по реализации национального проекта "Образование" в Кемеровской области

Ведомственный проектный офис

Департамент образования и науки Кемеровской области

До 1 марта 2019 г.

3

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование"

Региональный координационный совет

Департамент образования и науки Кемеровской области

До 1 марта 2019 г.

4

Согласование с ПО национального проекта кандидатуры на должность руководителя ведомственного проектного офиса

Кандидатура на должность руководителя ведомственного проектного офиса

Департамент образования и науки Кемеровской области

До 1 марта 2019 г.

5

Проведение ежегодного повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта

Документ о повышении квалификации

Департамент образования и науки Кемеровской области

Ежегодно начиная с 2019 г.

6

Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме

Инвентаризация ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ в сетевой форме

Департамент образования и науки Кемеровской области

Один раз в 3 года начиная с 2019 года

7

Утверждение плана мероприятий ("дорожная карта") регионального модельного центра и муниципальных опорных центров в Кемеровской области

План мероприятий "дорожная карта"

Департамент образования и науки Кемеровской области

Четвертый квартал 2018 г.



Утверждена
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 26 октября 2018 г. N 484-р



КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ



I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Кемеровской области в рамках национального проекта "Образование"


Сфера дополнительного образования, сосредотачивая усилия общества на наиболее полном удовлетворении права ребенка на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, способствующих личностному и профессиональному самоопределению, создает особые возможности для развития образования в целом. Это становится особенно актуальным в условиях построения инновационной экономики, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также Стратегией социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года.


1. проблематика и предполагаемые результаты


Вместе с тем, становится очевидным, что система дополнительного образования должна модернизироваться. Главная задача - обеспечить доступ всех детей (независимо от места проживания, социального статуса семьи, здоровья и т.д.) к качественному дополнительному образованию с учетом интересов детей и их родителей.


Реализация мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей (создание регионального модельного центра, регионального навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, открытие детских технопарков, введение персонифицированного финансирования и др.) - это путь решения вопросов доступности качественного образования для всех детей региона, улучшения материально-технической базы организаций дополнительного образования, обеспечения учреждений высокопрофессиональными кадрами, улучшения образовательного процесса за счет сетевых форм взаимодействия образовательных организаций и др.


Проведение перечисленных мероприятий позволит увеличить долю обучающихся, занятых в сфере дополнительного образования, в 2021 году до 77%.


2. Данные по сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству


В Кемеровской области деятельность по дополнительным общеобразовательным программам ведут различные организации: государственные, муниципальные организации дополнительного образования, организации профессионального образования, общеобразовательные организации, частные организации.


По состоянию на 1 января 2018 в области функционировало 298 организаций дополнительного образования:


116 - в сфере образования;


107 - в сфере культуры;


75 - в сфере спорта.


В последнее время происходит увеличение контингента обучающихся сферы дополнительного образования. Удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет в 2013 году составлял 74%, по итогам 2017 года - 75,9%.


Вместе с тем, негосударственный сектор в системе дополнительного образования развит незначительно. Количество организаций, имеющих лицензию на право оказания образовательных услуг по дополнительному образованию, не превышает 6 единиц. Основное направление их работы - преподавание иностранных языков.


Для правильной оценки состояния сферы регионального дополнительного образования детей необходимо проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов. Грамотно проведенная инвентаризация позволит оптимизировать использование имеющегося материально-технического и кадрового потенциала для реализации дополнительных общеобразовательных программ.


3. данные о кадровом составе, привлекаемом к реализации мероприятий


В настоящее время в организациях дополнительного образования работают около 5 тысяч педагогических работников.


Кроме того, в Кемеровской области функционируют:


два учреждения дополнительного профессионального образования, на базе которых осуществляется повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров: государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" и государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Кузбасский региональный институт развития профессионального образования";


три образовательные организации высшего образования, на базе которых работают факультеты естественнонаучной и технической направленности: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.Горбачева", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный индустриальный университет";


одна образовательная организация высшего образования, на базе которого работают факультеты художественно-эстетического направления - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кемеровский государственный институт культуры".


Наличие этих образовательных организаций позволяет повышать квалификацию работающих педагогов дополнительного образования, подбирать специалистов из числа педагогов и студентов - выпускников вузов, соответствующих требованиям для работы в организациях дополнительного образования.


В Кемеровской области накоплен опыт привлечения практиков реального сектора экономики в систему дополнительного образования, в том числе к реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности.


В рамках создания системы сетевого взаимодействия заключены соглашения в сфере научно-технического творчества между организациями дополнительного образования детей, общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями, промышленными предприятиями и бизнес-структурами. Результатом этого взаимодействия является появление научно-исследовательских, практико-ориентированных проектов.



II. Опыт Кемеровской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования детей


Организации дополнительного образования детей Кемеровской области принимают активное участие в реализации мероприятий федерального и международного уровней. На территории Кемеровской области в организациях дополнительного образования реализуются программы по всем направленностям: технической, естественнонаучной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной.


С 2016 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 536 в целях совершенствования государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения в Кемеровской области успешно работает Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников". Второй год Государственное автономное учреждение дополнительного образования "Областной центр дополнительного образования детей" (далее - ГАУДО ОЦДОД) является региональным оператором Российского движения школьников в Кемеровской области. В настоящее время движение широко распространяется и активно развивается в образовательных организациях Кемеровской области - работает 12 "пилотных" площадок Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников". В 292 образовательных учреждениях активно развивается деятельность данного движения.


Значимое место в работе организаций дополнительного образования занимают вопросы патриотического воспитания. На их базе работают центры патриотического воспитания, действуют отряды юнармейцев, поисковые отряды, Посты N 1.


В Кемеровской области работает единственный за Уралом Центр безопасности дорожного движения, который имеет мобильный автогородок, позволяющий организовывать данную работу с детьми в самых отдаленных поселках.


В рамках реализации мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в общеобразовательных организациях, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" ГАУДО ОЦДОД совместно с Центром дистанционного образования детей-инвалидов Кемеровской области третий год ведут работу с детьми с ограниченными возможностями. Стабильно работают дистанционные мастер-классы, организуются выставки: фотографий творческих работ; экспозиций по декоративно-прикладному искусству.


ГАУДО ОЦДОД много лет реализует художественно-образовательный проект "Юные звезды Кузбасса", в рамках которого организуются областные конкурсы художественной направленности.


Сохранившаяся в Кемеровской области система туристско-краеведческой деятельности позволяет проводить ежегодно более 30 областных мероприятий, среди них соревнования "Юный спасатель" и "Школа безопасности" Всероссийского детско-юношеского движения "Школа безопасности".