В структуре лесозащитных мероприятий, проведенных в 2009 - 2017 годах, преобладали государственный лесопатологический мониторинг (ГЛПМ), санитарно-оздоровительные мероприятия (СОМ), лесопатологические обследования (ЛПО), локализация и ликвидация очагов вредных организмов (до введения в действие Федерального закона от 30.12.2015 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов"), уничтожение или подавление численности очагов вредных организмов (в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2015 N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов") (ЛОВО).
В рамках ГЛПМ ежегодно проводились выборочные наблюдения за популяциями вредных организмов (детальный надзор), выборочные наземные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов (лесопатологическая таксация), инвентаризация очагов вредных организмов - на всей площади лесного фонда, в т.ч. учеты численности вредных организмов. По данным ГЛПМ, весь лесной фонд входит в зону сильной лесопатологической угрозы, карантинных видов вредителей не имеется.
Мероприятия по защите лесов за период действия предыдущего Лесного плана Самарской области и показатели на период действия настоящего Лесного плана Самарской области приведены в приложении 10 на основании отчетов по форме 1-субвенции.
Анализ данных свидетельствует о том, что исполнение плановых объемов ЛПО составило 71%, и выполнялись они за счет средств федерального бюджета (99,6%), за счет средств арендаторов (0,3%) и иных источников (0,1%). Невыполнение показателя объясняется следующими причинами: предыдущим Лесным планом Самарской области предусматривалось ежегодное проведение ЛПО на площади 30,4 тыс. га, а по ежегодному (фактическому) планированию ЛПО составляло 21,5 тыс. га. Уменьшение площади проведения ЛПО на 8,9 тыс. га связано с исключением проведения данного мероприятия на территории городских лесов Тольяттинского лесничества, которые изначально были учтены в Лесном плане Самарской области. Также в последние годы отмечалось сокращение объемов ЛПО по сравнению с началом ревизионного периода в связи со стабилизацией лесопатологической ситуации в лесном фонде.
Мероприятия по ЛОВО предыдущим Лесным планом Самарской области не планировались. Для решения вопроса о необходимости проведения мероприятий по ЛОВО использовались данные ГЛПМ, осуществлялись контрольные ЛПО, по результатам которых заинтересованными органами принимались решения о сроках и объемах проведения работ или об отсутствии необходимости в их проведении. Мероприятия выполнялись за счет средств федерального бюджета (72%) и софинансирования из областного бюджета (28%).
СОМ выполнены на площади 36% от запланированного объема. Невыполнение показателя связано с тем, что федеральные и областные средства выделялись только на расчистку неликвидных лесных участков, погибших по причине засухи и лесных пожаров 2010 года, финансирование санитарных рубок за счет субвенций из федерального бюджета не предусматривалось. СОМ проводились за счет средств федерального бюджета - 63%, средств областного бюджета - 28%, средств арендаторов - 6% и иных источников - 3%.
Агитационные мероприятия за период 2009 - 2018 годов не планировались и не проводились.
Проведение мероприятий по защите леса в лесах, расположенных на землях ООПТ, в городских лесах Лесным планом Самарской области не планировалось. В приложении 10 по данным категориям лесов представлена информация, полученная по запросам.
Объемы лесозащитных мероприятий на последующий 10-летний период запланированы с учетом санитарной и лесопатологической ситуации, исходя из среднегодовых объемов, выполненных за период действия предыдущего Лесного плана Самарской области (ориентировочно), мероприятия по ЛОВО запланированы с учетом наличия площадей очагов вредных организмов за прошедшее десятилетие и на основании долгосрочного прогноза, согласно которому в связи с изменением климата прогнозируется увеличение площадей очагов вредных организмов, на которых требуется проведение мероприятий (ориентировочно), профилактические и агитационные мероприятия планируется проводить силами государственных бюджетных и муниципальных учреждений, специализирующихся в области охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Проведение запланированных мероприятий по защите лесов от вредных организмов позволит улучшить санитарное состояние насаждений и в дальнейшем получить устойчивые древостои с высокой производительностью. Проведение лесозащитных мероприятий позволит обеспечить положительный лесоводственный и экологический эффект.