64. Уровень конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Челябинской области определяется как долгосрочными, так и краткосрочными (конъюнктурными) факторами.
65. Текущий уровень инвестиционной активности является отражением степени привлекательности региональной экономики для ведения предпринимательской деятельности. Максимальное значение показателя инвестиций в основной капитал в Челябинской области (227,9 млрд. рублей) имело место в 2014 году, далее начиная с 2015 года объем таких инвестиций в Челябинской области ежегодно снижался: объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в 2017 году составил 73,2 процента к уровню 2014 года в сопоставимых ценах.
Снижение инвестиций в основной капитал произошло в основном за счет сельского хозяйства (в 4,6 раза), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (в 3,6 раза), строительства (на 12 процентов), операций с недвижимым имуществом (в 2,3 раза). Такая динамика объясняется завершением масштабных инвестиционных проектов в каждой из перечисленных отраслей, удовлетворяющих спрос (модернизация мощностей ПАО "Фортум" на территории Челябинской области, строительство крупных объектов животноводства, торговой и деловой недвижимости, рекордные объемы ввода жилья).
Одновременно наблюдается стабильный рост инвестиций в горнодобывающей промышленности (в 2,4 раза) и обрабатывающих отраслях (в 1,4 раза) за период 2014 - 2017 годов, то есть в отраслях, которые составляют основу экономики региона и являются источниками поступления доходов от реализации товаров и услуг за пределами региона.
66. В настоящее время в Челябинской области в среднесрочном периоде наблюдается снижение уровней конкурентоспособности и привлекательности территории, оцениваемое по показателю сальдо миграции. Результатом четырехлетнего снижения реальных доходов населения Челябинской области, опережающего средний показатель по Российской Федерации (за 2014 - 2017 годы реальные доходы снизились на 22 процента к уровню 2013 года), в 2017 году сальдо миграции стало отрицательным (3840 человек). Отток по межрегиональной миграции составил 7346 человек (рост в 1,6 раза за счет сокращения притока), который был частично компенсирован притоком приезжих из стран СНГ (3506 человек).
67. Вместе с тем условия для инвестиций в основной капитал в Челябинской области улучшаются, так как Правительство Челябинской области предпринимает необходимые меры для вовлечения частного сектора в развитие региона:
в 2017 году Челябинская область поднялась на 10 пунктов (с 32-го на 22-е место) в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (организатор - Агентство стратегических инициатив) и сохранила эту позицию в 2018 году;
в рейтинге по определению уровня развития государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации (организатор - Платформа поддержки инфраструктурных проектов) Челябинская область в 2017 году поднялась на 12 пунктов - с 36-го на 24-е место;
в 2015 - 2016 годах в рейтинге эффективности управления в субъектах Российской Федерации (организатор - Агентство политических и экономических коммуникаций) Челябинская область стабильно входила в двадцатку наиболее высоко оцениваемых регионов России;
по результатам мониторинга финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (организатор - Министерство финансов Российской Федерации) Челябинская область характеризуется наивысшей возможной оценкой качества бюджетного процесса, имеет кредитный рейтинг АКРА "АА-" с прогнозом "стабильный", что делает гарантии Правительства Челябинской области приемлемым обеспечением для кредитных организаций.
68. В целях повышения инвестиционной привлекательности в Челябинской области утверждены 12 планов мероприятий ("дорожных карт") по внедрению целевых моделей упрощения процедур осуществления предпринимательской деятельности и повышения инвестиционной привлекательности Челябинской области. В 2017 году целевые модели были внедрены на 92 процента (17-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации). За шесть месяцев 2018 года целевые модели внедрены на 91 процент.
Челябинской области, как и Российской Федерации, необходимо осуществить экономическую и социальную модернизацию, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность ответить на вызовы современного мира.
69. Для возобновления устойчивого экономического роста Челябинская область должна опираться на сильные стороны и возможности экономики, осознавая слабые ее стороны и предвидя угрозы, оцененные с точки зрения долгосрочной перспективы.
Описание и анализ ключевых проблем развития Челябинской области, результаты комплексной оценки внешних факторов долгосрочного развития Челябинской области, наиболее существенные вызовы и значимые угрозы долгосрочного развития экономики Челябинской области, ограничения социально-экономического развития, ограничения, риски и возможности реализации отраслевого комплекса приведены в приложении 7.