Недействующий

О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 354



1. Сфера реализации подпрограммы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития


Целью государственной политики в сфере развития транспортной системы является обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения путем развития, устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы пассажирского транспорта.


Общественный пассажирский транспорт - важнейшая инфраструктурная составляющая жизни населения, экономическую и социальную роль которого в формировании качества жизни граждан трудно переоценить. Пассажирский транспорт в целом является подсистемой и областью взаимодействия трех более общих систем: государство, регион, муниципальное образование (как экономическое образование), транспорт (как отрасль, выполняющая услуги по перевозке), население (пассажиры - клиенты с определенными потребностями в перевозке). Общественный транспорт обеспечивает транспортную подвижность основной части населения. Именно поэтому существенное отставание развития пассажирского транспорта от потребности населения в передвижениях вызывает социально-экономические проблемы и негативно сказывается на работе других отраслей экономики республики. Работа общественного транспорта является важным показателем качества жизни и одним из критериев оценки деятельности местных властей.


На сегодняшний день в Чеченской Республике пассажирскими перевозками занимаются ГУП "Чечавтотранс". Количество маршрутов, обслуживаемых пассажирскими предприятиями Чеченской Республики составляет - 91 маршрутов. Государственные пассажирские предприятия обеспечивают в сутки более 2500 рейсов, с выходом более 300 единиц транспорта. Ежесуточно государственным пассажирским автомобильным транспортом перевозится до 48 тыс. пассажиров. За 2017 год перевезено 7905,500 тыс. пассажиров, пассажирооборот составил 151010,2 тыс. пассажиро/км.


Как показывает анализ, для обеспечения потребности в перевозках, повышения их качества и доступности транспортная система республики требует дальнейшего совершенствования. Так, для полного удовлетворения потребностей населения Чеченской Республики в пассажирских перевозках, необходимо ежедневно выпускать на линию 850 автобусов, с учетом коэффициента выхода транспорта на линию 0,8 списочный парк должен составлять 1060 автобусов. На сегодняшний день списочное количество автобусов в государственных предприятиях 351 единиц. С учетом списания необходимо в течение 5 лет приобретать 100 - 120 автобусов в год.


Предприятия несут убытки при установлении тарифа ниже экономически обоснованного уровня, определяемого на "основе себестоимости перевозок в городском и пригородном сообщении". Кроме того предприятия несут большие потери из-за выделения автотранспорта на различные культурно-массовые и спортивно-развлекательные мероприятия.


Пассажирские перевозки необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечить население необходимыми коммуникациями, при этом должны быть эффективно использованы энергетические, финансовые и другие ресурсы при необходимом уровне качества обслуживания. Ярко выраженный социально-значимый характер работы общественного пассажирского транспорта должен подкрепляться гарантированностью высокого качества перевозок наименее обеспеченным категориям пассажиров. Пассажир одновременно является не только объектом перемещения, но и потребителем транспортных услуг.


Проведение взвешенной тарифной политики должно обеспечить полную компенсацию потерь от перевозок пассажиров. Регулирование тарифов заключается в установлении величины тарифа за оказание услуги по перевозке пассажира. Поэтому процедуры тарифообразования и утверждения величины тарифов следует рассматривать в числе приоритетных задач региональных и муниципальных властей, направленных на высокую обоснованность тарифов, создание условий для повышения финансово-экономической устойчивости и эффективной работы перевозчиков, улучшение качества предоставляемых услуг с тем, чтобы стимулировать пользование населением услуг общественного пассажирского транспорта в пределах его социально обусловленной и жизненно необходимой транспортной подвижности.


Необходимо установить такую величину тарифа, при которой не будет уменьшаться спрос на перевозки, и в то же время предприятие будет получать прибыль. Установление оптимальной величины тарифа объясняется тем, что необоснованное повышение тарифов с целью увеличения дохода и прибыли на автотранспортном предприятии может привести к противоположному результату - уменьшению пассажиропотока и, в конечном счете, снижению общих доходов. То есть экономически обоснованные тарифы должны отражать как интересы пассажиров, так и производителей транспортных услуг.


Эти причины и ряд других вызывают необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на:


- реализацию принципов доминирования общественного транспорта;


- обеспечение комфортных условий использования транспортной системы для маломобильных категорий населения;


- оптимизацию маршрутной сети;


- совершенствование системы управления перевозками;


- возмещение затрат, возникающих при выполнении работ по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;