МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗАЯВОК МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБСИДИЙ НА ПОДДЕРЖКУ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПОДПРОГРАММ) ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
(введена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.10.2020 N 665; в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 06.12.2021 N 647)
N п/п | Наименование критерия (подкритерия) | Индикаторы подкритериев | Оценка, баллы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Степень и разнообразие форм участия граждан на всех этапах подготовки и реализации проекта, социокультурное программирование территории | 0 - 20 | ||
1.1 | Комплексность и качество социально-культурного предпроектного исследования территории | определены потенциальные группы пользователей, интересантов и бенефициаров развития территории, их интересы, запросы и потребности | 0 - 1 | 0 - 4 |
определены существующие и утраченные функции территории, проблемы, требующие решения, ценности территории | 0 - 1 | |||
описана актуальная роль и значение территории в городе | 0 - 1 | |||
материалы исследований были доступны для горожан | 0 - 1 | |||
1.2 | Реализованность принципов соучаствующего проектирования и вовлечения горожан | организовано открытое общественное обсуждение территорий, в ходе которого обсуждались как функции территории, так и перечень мероприятий в рамках реализации проекта | 0 - 1 | 0 - 9 |
проведена разнообразная информационная кампания по привлечению горожан к подготовке проекта, в том числе широкое анонсирование общественного обсуждения | 0 - 1 | |||
показаны/описаны механизмы согласования выбора территории с горожанами, приводится информация, подтверждающая участие в этом процессе различных групп граждан | 0 - 1 | |||
использовались разные инструменты соучаствующего проектирования, в том числе общегородские проектные семинары, встречи с различными группами пользователей территории и потенциальных бенефициаров, вовлечение горожан онлайн | 0 - 1 | |||
сформирована стратегия вовлечения горожан на последующих этапах работы над проектом | 0 - 1 | |||
в обсуждениях принимали участие физические лица представителей всех выявленных групп потенциальных пользователей, их интересы были зафиксированы и учтены при проектировании | 0 - 1 | |||
в обсуждениях принимали участие представители организаций - потенциальных пользователей территории: бизнеса, бюджетных организаций, некоммерческих организаций, учреждений образования и культуры, религиозных учреждений, активных сообществ и др. | 0 - 1 | |||
по итогам общегородского обсуждения составлен и опубликован публичный отчет, а также иные материалы, представляющие интерес для горожан | 0 - 1 | |||
в подготовку проекта вовлечены представители профессионального и экспертного сообществ, показана их роль и формат участия | 0 - 1 | |||
1.3 | Сформированность программы развития территории, ее событийного наполнения и повседневных активностей | в проекте есть программа функционирования общественного пространства после реализации проекта с участием предпринимателей, бюджетных организаций, учреждений образования и культуры, активных сообществ и некоммерческих организаций | 0 - 0,5 | 0 - 4 |
показаны механизмы управления территорией | 0 - 0,5 | |||
указаны конкретные мероприятия, формы и способы событийного наполнения территории с указанием ответственных лиц/организаций | 0 - 0,5 | |||
предусмотрено активное привлечение добровольческих (волонтерских) организаций, общественных объединений и жителей города на всех этапах реализации проекта | 0 - 0,5 | |||
при реализации программы развития территории предполагается использование цифровых сервисов для координации взаимодействия, вовлечения горожан, коммуникации с туристами (создан сайт проекта, группы в социальных сетях, чаты в мессенджерах и т.д.) | 0 - 0,5 | |||
в проекте есть программа функционирования общественного пространства после реализации проекта с участием предпринимателей, бюджетных организаций, учреждений образования и культуры, активных сообществ и некоммерческих организаций | 0 - 0,5 | |||
показаны механизмы управления территорией | 0 - 0,5 | |||
указаны конкретные мероприятия, формы и способы событийного наполнения территории с указанием ответственных лиц/организаций | 0 - 0,5 | |||
1.4 | Учет социально-культурной идентичности территории | выбор общественной территории и идея проекта способствуют обретению или подчеркивают идентичность города, его символику, традиции, историко-культурные и географические особенности | 0 - 1,5 | 0 - 3 |
выявлены и интегрированы в проект уникальные привычки и традиции горожан, культурные особенности территории, городские мифы, легенды | 0 - 1,5 | |||
2 | Обоснованность выбора места и востребованность проекта | 0 - 20 | ||
2.1 | Соответствие задачам развития города/поселения | показаны место и роль проекта в программе развития города, показаны и обоснованы изменения в городе, которые произойдут в результате реализации проекта в ближайшие 3 - 5 лет | 0 - 2 | 0 - 8 |
зафиксированы проблемы и задачи городского развития, показаны перспективы развития города, проект является решением проблем или способом достижения задач | 0 - 2 | |||
показаны механизмы стимулирования развития окружающих территорий | 0 - 2 | |||
проект является частью реализации стратегических планов развития общественных пространств | 0 - 2 | |||
2.2 | Востребованность и популярность места для посещения, проведения досуга, деловых активностей, коммуникации и образования представителями потенциальных целевых аудиторий, резидентов и гостей города/поселения | выявлены запросы потенциальных пользователей и показано, как проект способствует их реализации | 0 - 1 | 0 - 8 |
общественная территория, выбранная для реализации проекта, является частью наиболее активно используемых общественных пространств города, и/или находится в пешеходной доступности от них, или же станет таковой после реализации проекта | 0 - 1 | |||
на территории находятся здания или иные территории, которые имеют явный потенциал объектов притяжения | 0 - 1 | |||
территория является или будет являться зоной активного пешеходного транзита | 0 - 1 | |||
территория связана или будет связана с туристскими маршрутами, местами массового отдыха населения | 0 - 1 | |||
в пешеходной доступности от проектного участка расположены преимущественно жилые и общественные здания или рекреационные объекты | 0 - 1 | |||
имеется потенциал для размещения объектов предпринимательской и социальной активности | 0 - 1 | |||
вокруг или на территории размещены, сконцентрированы формальные и неформальные городские центры инициатив | 0 - 1 | |||
2.4 | Синхронизация реализации проекта с национальными проектами (программами), а также с государственными и местными муниципальными программами | на территории проекта или на примыкающей территории реализуются мероприятия в рамках одного или нескольких нацпроектов, региональных или муниципальных программ в сфере развития городской среды, поддержки туризма, образования, культуры и др. | 0 - 2 | 0 - 4 |
показана связь проекта развития территории с иными муниципальными, региональными и федеральными программами в сфере ЖКХ, благоустройства, ремонта дорог, туризма, образования, культуры и др., показаны механизмы осуществления синхронизации и возможные синергетические эффекты | 0 - 2 | |||
3 | Качество планировочных и архитектурных решений | 0 - 20 | ||
3.1 | Качество планировочных решений | схема функционально-планировочной организации отражает запрограммированные по результатам социокультурного программирования функции территории | 0 - 0,5 | 0 - 5 |
наполненность территории мероприятиями благоустройства функционально оправдана и сбалансирована | 0 - 0,5 | |||
согласовано распределение потоков пользователей в зависимости от сценария использования (рабочий день, выходной, праздник), а также в зависимости от сезона и климатической зоны | 0 - 0,5 | |||
мероприятия проекта не искажают исторически сложившиеся ценные видовые раскрытия и визуальные связи, силуэты застройки, узнаваемые ландшафты города | 0 - 0,5 | |||
схема функционально-планировочной организации учитывает интересы разных социальных и возрастных групп горожан, предусматривая востребованные сценарии использования территории | 0 - 0,5 | |||
функциональное зонирование соответствует режимам использования и требованиям к градостроительным регламентам, действующим на территории | 0 - 0,5 | |||
обеспечивается удобный доступ на территорию и транзит на основе существующих транспортных связей города, а также учитывается формирование новых связей для увеличения доступности проектной территории | 0 - 0,5 | |||
размещение малых архитектурных форм, элементов озеленения и освещения разработано согласно потребностям горожан и актуальности их размещения на территориях | 0 - 0,5 | |||
учтены интересы различных групп жителей с особыми потребностями (детей, пожилых людей, родителей с детскими колясками и др.) | 0 - 1 | |||
3.2 | Качество архитектурных решений | решения обеспечивают комфорт пребывания на территории с учетом местного климата | 0 - 1 | 0 - 5 |
решения отвечают требованиям целевых групп проекта и запрограммированным функциям | 0 - 1 | |||
решения соответствуют действующим техническим регламентам и нормативам по благоустройству территории (СНиП, ГОСТ, ПЗЗ и др.) | 0 - 1 | |||
решения адаптированы к историко-градостроительной среде поселения и не оказывают негативного влияния на архитектурный облик поселения | 0 - 1 | |||
решения не вступают в диссонанс с окружающей застройкой, обладающей историко-культурной и художественной ценностью | 0 - 1 | |||
3.3 | Обеспечение транспортно-пешеходной доступности | в проекте учтены различные виды передвижения (при их наличии) в порядке следующего приоритета: пешеходы, велосипедисты, электрический мобильный транспорт, общественный транспорт, автомобили | 0 - 1 | 0 - 2 |
посетители территории обеспечены парковочными местами для автомобильного, велосипедного и электрического транспорта согласно нормативам, а также обеспечивается комфортный процесс перехода от пешеходного движения к движению на транспорте, пересадка на различные виды транспорта | 0 - 1 | |||
3.4 | Рациональность, реализуемость и эксплуатационная пригодность предлагаемых решений | основную часть сметы на благоустройство составляют расходы, направленные на обеспечение приоритетных, востребованных жителями функций, выявленных в ходе социокультурного программирования | 0 - 0,5 | 0 - 3 |
отсутствуют риски неоправданного удорожания стоимости обслуживания объекта благоустройства | 0 - 0,5 | |||
архитектурные решения удобны в эксплуатации, обслуживании и содержании | 0 - 0,5 | |||
проведен анализ состояния существующих зеленых насаждений и в случае возникновения необходимости их устранения это обосновано | 0 - 0,5 | |||
предпочтение отдается качественным, природным, экологическим материалам | 0 - 0,5 | |||
предпочтение отдается энергосберегающим технологиям | 0 - 0,5 | |||
3.5 | Учет особых интересов групп горожан | проектные решения обеспечивают доступность территории и сервисов для групп населения с ограниченными возможностями здоровья и не создают условия для выделения их в обособленную группу | 0 - 1 | 0 - 2 |
проектные решения способствуют занятиям спортом и ведению здорового образа жизни | 0 - 1 | |||
3.6 | Работа с архитектурной и ландшафтной идентичностью территории | планировочные и архитектурные решения, идея проекта способствуют обретению или подчеркивают идентичность города, его символику, традиции, историко-культурные и географические особенности; в дизайне элементов благоустройства и инфографики предусмотрено использование символов места | 0 - 0,5 | 3 |
проектом предусмотрено выявление, сохранение и акцентирование ценных объектов историко-градостроительной среды; в проекте предусмотрены навигационные и информационные элементы, информирующие об исторической, социокультурной и природной ценности рассматриваемой территории | 0 - 0,5 | |||
проектом предусмотрено размещение новых объектов, создающих/поддерживающих узнаваемый облик места, формирующих новые символы места | 0 - 0,5 | |||
проект отражает архитектурные и визуальные традиции города, формирует основу для создания дизайн-кода города | 0 - 0,5 | |||
обеспечиваются визуальные раскрытия на природные и архитектурные доминанты, а также природные и городские открыточные виды | 0 - 0,5 | |||
в проекте предусмотрено использование местных традиционных материалов, промыслов, ремесел | 0 - 0,5 | |||
4 | Сохранение историко-градостроительной и природной среды | 0 - 20 | ||
4.1 | Проект взаимосвязан с объектами культурного наследия, ценной историко-градостроительной средой и историческими культурными ландшафтами | общественная территория, выбранная для реализации проекта, расположена в границах исторического центра и/или знаковых мест исторической части города, в функциональной и композиционной связи с культурным наследием и историческим культурным ландшафтом города | 0 - 2,5 | 0 - 5 |
проект интегрирован в исторический культурный ландшафт города | 0 - 2,5 | |||
4.2 | Проект выполнен с учетом действующей системы охраны объектов культурного наследия, ценной историко-градостроительной среды, культурного ландшафта | к разработке проекта привлечены специалисты в области охраны объектов культурного наследия, музейные работники, представители градозащитного сообщества | 0 - 1 | 0 - 5 |
представлена программа необходимых действий по обеспечению требований государственной охраны объектов культурного наследия при дальнейшей реализации проекта | 0 - 1 | |||
проектные решения не оказывают негативного воздействия на объекты культурного наследия и их территории, а проект соответствует охранному статусу территории, обеспечивает сохранность исторического культурного ландшафта, композиционных взаимосвязей объектов культурного наследия и градостроительного своеобразия исторической застройки | 0 - 1 | |||
мероприятия учитывают требования к сохранению объектов археологического наследия и культурного слоя | 0 - 1 | |||
планировочные и архитектурные решения проекта соответствуют утвержденным требованиям к режимам использования земель, а также градостроительным регламентам, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия, обеспечивают сохранение предмета охраны исторического поселения | 0 - 1 | |||
4.3 | Архитектурные и планировочные решения способствуют сохранению и выявлению ценностных характеристик историко-градостроительной и природной среды, идентичности места | проект направлен на сохранение и развитие историко-культурного потенциала исторической градостроительной среды и городского культурного ландшафта, обеспечивает градостроительную преемственность, а также выявляет связь городского пространства с ценным природным окружением (при наличии) | 0 - 2 | 0 - 10 |
проект способствует выявлению идентичности места, подчеркивает уникальность исторической среды города и способствует ее трансляции | 0 - 2 | |||
проект создает условия для включения объектов культурного наследия и ценных фрагментов историко-градостроительной среды в жизнь города и привлечения дополнительных ресурсов для их сохранения | 0 - 2 | |||
проектом предусматривается размещение новых объектов социальной инфраструктуры в объектах культурного наследия и/или в ценных элементах застройки | 0 - 2 | |||
проект увязан с иными работами по сохранению объектов культурного наследия и ценных элементов историко-градостроительной среды | 0 - 2 | |||
5 | Прогнозируемые экономические и социальные эффекты от реализации проекта | 0 - 20 | ||
5.1 | Экономическая модель проекта и возврат средств на вложенные инвестиции | представлен поэлементный укрупненный расчет затрат на реализацию комплекса мероприятий развития городской среды | 0 - 1 | 0 - 5 |
представлен расчет ежегодных эксплуатационных расходов на содержание предлагаемой к созданию городской среды | 0 - 1 | |||
обоснован рост ставок аренды и реализации объектов недвижимости различного функционального назначения, расположенных в зоне пешей доступности от территории | 0 - 1 | |||
обоснована величина налоговых потоков в бюджеты различных уровней от хозяйственной деятельности на создаваемых коммерческих площадях | 0 - 1 | |||
представлен расчет показателей экономической эффективности реализации мероприятий комплексного благоустройства территории | 0 - 1 | |||
5.2 | Экономические эффекты от деятельности существующего городского бизнеса и перспективы появления новых предприятий | определен план взаимодействия с предприятиями в связи с реализацией проекта благоустройства, определены и учтены их интересы, показан план взаимодействия, обоснован прогноз количества вновь создаваемых рабочих мест, показаны иные форматы участия в реализации проекта благоустройства | 0 - 1 | 0 - 3 |
подтверждены перспективы открытия новых предприятий в случае реализации проекта и обосновано количество вновь создаваемых рабочих мест | 0 - 1 | |||
проект способствует появлению предприятий, участвующих в экономической деятельности, но не ставящих своей основной целью прибыль (некоммерческие организации, образовательные учреждения, музеи, группы активистов, сообщества и т.д.) | 0 - 1 | |||
5.3 | Социальные эффекты от реализации проекта | реализация проекта будет способствовать повышению привлекательности города (поселения) как места для постоянного проживания | 0 - 2 | 0 - 6 |
реализация проекта будет способствовать улучшению социального самочувствия/повышению социального оптимизма горожан | 0 - 2 | |||
реализация проекта будет способствовать повышению качества жизни горожан, формированию новых социальных связей, вовлечению жителей в развитие города | 0 - 2 | |||
5.4 | Привлечение внебюджетного финансирования | доля привлеченных внебюджетных средств (в случае необходимости), использование муниципально-частного партнерства при подготовке и реализации проекта по отношению к предполагаемой стоимости проекта | 0 - 3 | |
средства из внебюджетных источников - менее 0,5% (прогнозно) | 0 | |||
средства из внебюджетных источников - от 0,5% до 4,9% (прогнозно) | 1 | |||
средства из внебюджетных источников - от 5% до 19,9% (прогнозно) | 2 | |||
средства из внебюджетных источников - более 20% (прогнозно) | 3 | |||
5.5 | Привлечение финансирования из бюджета Республики Башкортостан | доля софинансирования по отношению к предполагаемой стоимости проекта муниципального бюджета | 0 - 3 | |
средства местного бюджета - до 5% | 0 | |||
средства местного бюджета - от 5,1% до 10% | 1 | |||
средства местного бюджета - от 10,1% до 20% | 2 | |||
средства местного бюджета - 20,1% и более | 3 |
Примечание.
Оценка заявок муниципальных образований осуществляется по следующей формуле:
О = Н1 + Н2 + Н3 + Н4 + Н5,
где:
О - итоговая оценка;
Н1, Н2, Н3, Н4, Н5 - балльная оценка по соответствующему критерию.