Отрасль производства транспортных средств и оборудования играет важную роль в промышленности Смоленской области. На территории региона расположены крупные предприятия, определяющие развитие отрасли: АО "Рославльский вагоноремонтный завод", АО "Смоленский авиационный завод". Поставку комплектующих обеспечивают малые технологические предприятия.
Технологическое развитие отрасли определяет реализация инвестиционных проектов. АО "Рославльский вагоноремонтный завод" ведет производство полувагонов, вагонов-цистерн для перевозки растительных масел, различных видов платформ (универсальных, а также для перевозки крупнотоннажных контейнеров, лесоматериалов). АО "Смоленский авиационный завод" выпускает по индивидуальным заказам различные модификации самолетов Як-18Т, СМ-92Т, выполняет техническое обслуживание самолетов.
Основными предпосылками создания промышленного кластера транспортного машиностроения в Смоленской области являются:
- наличие ключевых промышленных предприятий отрасли;
- возможность установления кооперационных связей и механизмов взаимодействия между крупными предприятиями, производителями конечной промышленной продукции, и малыми производственными компаниями;
- заинтересованность региональных исполнительных органов и органов местного самоуправления в кластерном варианте развития промышленности;
(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 27.01.2023 N 17)
- наличие опыта взаимодействия власти и бизнеса.
В рамках технологического взаимодействия предприятий - участников промышленного кластера транспортного машиностроения может быть построена технологическая производственная цепочка, включающая в себя:
- производство и поставку передельных металлов и металлопродукции (малые металлургические компании - поставщики металлолома и металлопроката);
- производство комплектующих материалов (АО "Авангард", малые технологические компании);
- производство конечной готовой продукции (ООО "Завод комплексные дорожные машины", АО "Рославльский вагоноремонтный завод" и АО "Смоленский авиационный завод").
Технологические связи предприятий, входящих в кластер транспортного машиностроения, представлены на рисунке 13.