Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года (с изменениями на 28 марта 2023 года)



2.6. Анализ структуры и динамики доходов и расходов консолидированного бюджета, государственного и муниципального долга Смоленской области


За период 2008 - 2017 годов доходы консолидированного бюджета Смоленской области увеличились в 2,04 раза, в том числе налоговые и неналоговые доходы - почти в 2,17 раза. Расходы возросли в 1,91 раза, наблюдается переход к профицитному бюджету начиная с 2016 года. Тем не менее объем доходов консолидированного бюджета на душу населения в Смоленской области традиционно складывается ниже, чем в среднем по Российской Федерации, и представленные выше цифры при анализе указывают на наличие экономической нестабильности в данный период.


С 2008 по 2017 год проблемы сбалансированности региональных бюджетов и, следовательно, бюджета Смоленской области снова возникли в кризисном 2009 г. и стали обсуждаться в период резкого замедления темпов экономического роста в России в 2013 г., когда дефицит консолидированных региональных бюджетов достиг почти 1% ВВП. Основная причина обострения бюджетных проблем регионов - резкое сокращение прироста доходов в номинальном выражении и снижение доходов относительно ВВП. Если сопоставить основные виды доходов региональных бюджетов (налог на прибыль, НДФЛ и трансферты из федерального бюджета) и ВВП за 2008 - 2017 гг., то можно отметить резкое падение поступлений по налогу на прибыль и стабилизацию с 2012 г. поступлений по НДФЛ. Также заметно снижение относительно ВВП трансфертов из федерального бюджета после кризиса 2009 г. Все это стало одним из важных факторов обострения бюджетных проблем регионов в 2013 - 2016 гг.


Тем не менее благодаря снижению объема расходов с 13,3% ВВП в 2013 г. до 13,0% ВВП в 2014 г. удалось в целом свести консолидированный бюджет субъектов РФ в 2014 г. с меньшим дефицитом, чем в 2013 г., при сохранении доходов практически на уровне прошлого года. В 18 регионах произошло снижение расходов даже в номинальном выражении по сравнению с уровнем 2013 г., в том числе и в Смоленской области (-6,4%). Необходимо отметить, что Смоленская область и другие регионы, снизившие свои расходы, являются дотационными.


Также в 2014 г. уровень долговой нагрузки в Смоленской области оказался больше, чем объем налоговых и неналоговых доходов, - 115,6%.


В 2015 г. ситуация с доходами консолидированных региональных бюджетов в целом улучшилась. В номинальном выражении они выросли по сравнению с 2014 г., при этом рост доходов в основном обеспечивали ключевые налоги: поступления от налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. В то же время трансферты регионам из федерального бюджета сократились в продолжение федеральной политики, направленной на сокращение масштабов перераспределения бюджетных доходов. В результате по отношению к ВВП (рассчитанному по новой методологии Росстата) доходы консолидированных региональных бюджетов выросли в 2015 г., превысив показатели 2014 г. В целом же региональные доходы относительно ВВП увеличились впервые после кризиса 2008 - 2009 гг. Тем не менее Смоленская область оказалась в числе регионов, в которых уровень бюджетной несбалансированности вырос в 2015 году (всего их 35).


В 2016 - 2017 гг. происходит процесс оздоровления ситуации по выполнению консолидированного бюджета Смоленской области, что позволило закончить 2017 год с профицитом консолидированного бюджета 227,1 млн. руб. (рис. 10).