Стратегическая цель к 2030 году - обеспечение высокого качества образования, удовлетворяющего потребностям "новой" экономики, формирующего у детей, юношества и молодежи интерес к высоким технологиям и инновациям.
В Смоленской области будет создана современная развитая инфраструктура дополнительного образования, обеспечивающая свободный выбор ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от ее профиля и формы собственности, сформирована конкурентоспособная система среднего профессионального образования, обеспечивающая подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в центрах прагматического образования, создана новая инфраструктура системы подготовки кадров, в основе которой лежит взаимодействие специализированных центров компетенций с ведущими образовательными организациями, работодателями и кластерными элементами региональной системы образования.
В систему образования будут внедрены стандарты базовых компетенций цифровой экономики для каждого уровня образования, обеспечена их преемственность (с учетом модели компетенций).
Большой приоритет получат дистанционные формы обучения с использованием облачных технологий. Кроме получения непосредственно образования данные технологии помогут всем категориям граждан продолжить и совершенствовать свое обучение и образование.
Приоритетным направлением развития образования, как профессионального, так и общего, будет являться широкое взаимодействие образовательных организаций с общественно-деловыми объединениями и работодателями. Данное сотрудничество должно стать основой для приведения в соответствие направлений образования и структуры экономики региона, корректировки учебных программ и повышения практикоориентированности системы образования. В этих целях планируется внедрить стандарт кадрового обеспечения экономического роста, в котором закреплены конкретные мероприятия данной направленности.
Реализация мероприятий приоритетных направлений позволит не только остановить отток молодежи за пределы области, но и привлекать большее число молодых граждан из других субъектов страны для обучения в Смоленской области.
Проблемы:
- наличие второй смены в общеобразовательных организациях;
- смещение структуры профессионального образования, как и в целом по России, в сторону высшего образования при недостаточном масштабе подготовки квалифицированных рабочих и специалистов со средним профессиональным образованием;
- несоответствие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям, соответствующих современным стандартам и передовым технологиям, ограниченные возможности бюджета на обновление материально-технической базы;
- недостаточный уровень взаимодействия профессиональных образовательных организаций, предприятий реального сектора экономики, социальной сферы и органов государственной власти Смоленской области;
- отсутствие достаточных стимулов для привлечения молодых кадров в сферу дополнительного образования детей.
Приоритетные направления:
- строительство новых детских садов в условиях изменяющейся системы расселения, создание мест в дошкольных учреждениях для детей до 3 лет;