Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года (с изменениями на 28 марта 2023 года)



5.4. Социальная защита населения Смоленской области и развитие рынка услуг в социальной сфере


Стратегическая цель к 2030 году - повышение уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки, качества и безопасности социального обслуживания граждан, создание условий для развития рынка социальных услуг, повышение качества и доступности предоставления социальных услуг, развитие конкуренции за счет привлечения некоммерческих организаций и перехода от единичных инновационных проектов к системной работе в данной сфере.


Совершенствование регионального законодательства и нормативов социального обслуживания граждан позволят обеспечить адресный подход и применять критерии нуждаемости к оказанию социальной поддержки населения, улучшить качество жизни граждан, реально нуждающихся в социальной защите. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, внедрение стандартов оказания социальных услуг, подушевых нормативов финансирования отрасли, тарифицирование социальных услуг, введение дополнительных платных услуг открывает возможности развития конкуренции в социальном обеспечении за счет привлечения некоммерческих организаций.


Главным ресурсом повышения эффективности социальной политики будет являться совместная деятельность государства, социально ориентированных некоммерческих организаций, бизнеса, а также граждан посредством их участия в благотворительности, включая добровольчество (волонтерство).


Важнейшим ресурсом развития социальной сферы должны будут стать социально ориентированные некоммерческие организации.


Участие социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) в оказании услуг в социальной сфере позволит существенно повысить эффективность использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели, активно внедрять в практику инновационные социальные технологии, обеспечивать индивидуальный подход к потребностям получателя услуги и быстрое реагирование на его нужды, привлекать через каналы СОНКО дополнительные ресурсы в виде средств благотворительных фондов, пожертвований, грантов, осуществлять внебюджетные инвестиции в развитие объектов социальной инфраструктуры.


В результате этого должны быть запущены механизмы, формирующие новые системные практики взаимодействия государства и негосударственных, в том числе некоммерческих, организаций в оказании услуг населению и обеспечивающие укрепление взаимного доверия государства и СОНКО.


Развитие рынка услуг в сфере социального обслуживания путем расширения доступа негосударственных организаций позволит:


- повысить качество социального обслуживания населения и обеспечить широкий спектр предоставляемых услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей;


- расширить региональную сеть организаций социального обслуживания (различных форм собственности) с последующей оптимизацией сети государственных учреждений социального обслуживания населения;


- повысить обеспеченность населения социальными услугами при рациональном использовании бюджетных средств;


- ликвидировать очередность на предоставление социальных услуг по всем формам социального обслуживания.


Проблемы:


- несоответствие ряда зданий и помещений организаций социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам;


- недостаточное количество стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами;