Мировой опыт и проведенный анализ показывают, что прорывное развитие экономики и ее конкурентоспособность на рынке возможны только за счет преодоления технологического отставания, при наличии развитой среды "генерации знаний", развитой инновационной системы и динамического развития. Конфигурация глобальных рынков претерпевает значительные изменения под действием цифровизации. Многие традиционные индустрии теряют свою значимость в структуре мировой экономики на фоне быстрого роста новых секторов, генерирующих кардинально новые потребности. Необходимо не догонять развитые регионы и страны, а работать на опережение, внедряя технологии следующего поколения, которые станут технологическими драйверами цифровых инноваций, определяющих трансформации технологического, экономического и социального развития.
Серьезный задел для формирования такой модели развития имеется в Смоленской области при условии ее реформирования. Смоленская область может претендовать на позиции межрегионального центра компетенций по перспективным профессиям:
- механический и композитный кластеры станут экспертной площадкой федерального уровня в своей области, будут вести разработку национальных стандартов в сфере своих компетенций;
- в дополнение к механическому и композитному кластерам в области будет создан высокотехнологичный энергетический кластер.
Стратегическая цель к 2030 году - перевод экономики Смоленской области на инновационный путь развития, характеризующийся следующими основными показателями:
- каждое второе промышленное предприятие осуществляет технологические инновации;
- удельный вес экспорта высокотехнологичных товаров области в общем объеме российского экспорта высокотехнологичных товаров достигнет 2%;
- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится до 10%.
Проблемы:
- низкая инновационная активность организаций, связанная с небольшим горизонтом планирования;
- сложность в формировании эффективной системы региональной поддержки инноваций ввиду низкой обеспеченности регионального бюджета и связанная с ней высокая зависимость от федеральных программ поддержки инноваций;
- слабое взаимодействие бизнеса и науки, в том числе в части коммерциализации разработок;
- отсутствие на территории области глобальных (федерального или мирового уровня) научных центров по приоритетным отраслям развития;
- сравнительно низкий научный потенциал, связанный со старением научного состава образовательных организаций высшего образования и отсутствием притока молодежи в научную среду;