Развитие отраслей экономики Смоленской области предполагает их территориальное зонирование в рамках границ области.
В настоящее время ведущие секторы экономики области, обладающие достаточной добавочной стоимостью, имеют четкую территориальную распределенность:
1) химическая промышленность - Дорогобужский район;
2) деревообработка (привязка к наличию лесных ресурсов и инвестиционных площадок наряду с зависимостью от транспортной доступности) - Гагаринский, Рославльский, Шумячский, Ершичский, Ельнинский, Глинковский, Монастырщинский, Починковский, Краснинский, Хиславичский, Холм-Жирковский районы;
3) транспорт и логистика (максимальные перспективы развития в муниципалитетах, где реализуются крупные инвестиционные проекты, например, трансконтинентальная магистраль Шанхай - Гамбург. Значительный импульс развитию отрасли может придать создание пункта пропуска на границе с Республикой Беларусь) - Краснинский, Смоленский, Кардымовский, Ярцевский, Сафоновский, Вяземский, Гагаринский районы, город Смоленск, Шумячский, Рославльский, Монастырщинский, Хиславичский районы;
4) в последние годы формируется спрос инвесторов на размещение производств, нацеленных на рынки Московского мегаполиса, на границе с Московской областью (ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ, Кролъ и К, Останкино и т.д.), кроме того, возрастает интерес жителей Москвы к рекреационному отдыху на близлежащих к Московской области территориях - Гагаринский, Вяземский, Новодугинский, Угранский, Темкинский районы;
5) производство электрической и тепловой энергии в Смоленской области сконцентрировано в г. Десногорске, Духовщинском районе и городе Смоленске.
Для определения специализации муниципальных районов и городских округов Смоленской области в наиболее значимых для региона сферах экономики проведен анализ объемов промышленного и сельскохозяйственного производства на одного жителя муниципального района (городского округа), долей муниципальных образований в общем объеме производства промышленности и сельского хозяйства Смоленской области, учтены реализуемые в настоящее время инвестиционные проекты и существующие и строящиеся объекты промышленной инфраструктуры (промышленные парки, ТОСЭР). Для оценки туристско-рекреационной специализации в расчет были взяты экспертная оценка и уровень транспортной доступности для жителей крупных и средних близлежащих городов (Москва, Минск, Витебск, Калуга, Смоленск). Для оценки специализации в транспортно-логистической сфере учитывались магистрали М1, Р120 и А130, проходящие через территории муниципальных образований, транспортные узлы, реализуемые крупные инвестиционные проекты в данной сфере, близость к государственной границе. Результаты приведены в таблице 5.