Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года (с изменениями на 28 марта 2023 года)



Налоговое регулирование и нелегальное предпринимательство


Среди ключевых проблем, коренным образом влияющих на предпринимательский климат, - отсутствие упрощенной формы легализации трудовой деятельности для самозанятых граждан, избыточная фискальная и административная нагрузка на малый бизнес, отсутствие у муниципальных властей заинтересованности в развитии малого и среднего бизнеса.


Вопрос конкуренции легального и нелегального бизнеса выделяется предпринимателями области как один из сдерживающих факторов развития. Предприниматели, которые прекращают официальное ведение предпринимательской деятельности, пополняют ряды граждан, ведущих незаконную предпринимательскую деятельность. Выдержать конкуренцию законопослушному предпринимателю сложно, что приводит к уменьшению количества зарегистрированых в установленном порядке субъектов МСП.


В этой связи необходимо принять действенные меры по противодействию нелегальному предпринимательству. Деятельность незарегистрированных предпринимателей наносит прямой ущерб государству в виде недополученных доходов бюджета, дискредитирует провозглашенные государством идеи и принципы экономической политики перед законопослушными представителями бизнеса и обществом в целом.


Выводу из "тени" нелегального предпринимательства будут способствовать установление льготного порядка налогообложения для самозанятых граждан и упрощение налогового администрирования, что в целом положительно отразится на развитии предпринимательства в регионе и на уровне муниципальных образований.


Планируемые до 2030 года результаты:


- расширение практики применения риск-ориентированного подхода при проведении мероприятий по контролю (надзору);


- расширение доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;


- доля средств, направляемая на реализацию мероприятий в сфере развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, в общем объеме финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета - не менее 3%;


- количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения в 2024 г. - 43,6; к 2030 г. - 46;


- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства, в общей численности занятого населения в 2024 г. - 30,9%; к 2030 г. - 35%;


- оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года в 2024 г. - 175%; к 2030 г. - 250%;


- доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) в 2024 г. - 16%; к 2030 г. - 18%;


- оборот в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года в 2024 г. - 150%; к 2030 г. - 170%;


- количество нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и мобильных торговых объектов в 2024 г. - 1678; к 2030 г. - 1711;