АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2018 года N 981


Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года

(с изменениями на 28 марта 2023 года)

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 19.05.2020 N 280, от 13.09.2022 N 645, от 27.01.2023 N 17, от 28.03.2023 N 123)



В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 3 областного закона "О регулировании отдельных вопросов в сфере стратегического планирования в Смоленской области" Администрация Смоленской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года.


2. Признать утратившим силу постановление Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года)".



Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ



Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 29.12.2018 N 981



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 19.05.2020 N 280, от 13.09.2022 N 645, от 27.01.2023 N 17, от 28.03.2023 N 123)


Вводная часть


Методика разработки и содержание Стратегии социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года определяются требованиями технической части конкурсной документации и нормативных правовых актов Российской Федерации и Смоленской области (Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года)"), регламентирующих содержание документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации.


Конкурентные позиции Смоленской области и задачи повышения конкурентоспособности определялись в рамках внутринационального и внешнего экономического контуров. В качестве внутринационального контура рассматривались соседние с областью конкурирующие на рынках факторов производства и товаров регионы с подобным уровнем экономического потенциала и структурой (Брянская, Тверская и Калужская области). В качестве внешнего контура рассматривались рынки Республики Беларусь, Литвы и Латвии.


В процессе разработки Стратегии ключевые принципы и положения проходили общественное обсуждение в форме проведения опросов, стратегических сессий (экспертных панелей) и глубинных интервью с жителями, представителями экспертного сообщества, бизнеса, органов власти и управления Смоленской области.



1. Цели и условия разработки Стратегии


1.1. Методика разработки Стратегии социально-экономического развития Смоленской области


Разработка Стратегии социально-экономического развития Смоленской области осуществлялась с соблюдением следующих основополагающих принципов:


1) Стратегия должна служить инструментом, обеспечивающим координацию всей системы планов и программ социально-экономического развития, разрабатываемых и осуществляемых Администрацией Смоленской области;


2) Стратегия не должна вступать в противоречия со стратегическими планами других административных и пространственных уровней;


3) Стратегия должна отражать сущность региональной экономики Смоленской области;


4) Стратегия должна позволять осуществлять количественную оценку достижения поставленных целей;


5) Стратегия должна предоставлять возможность формулирования конкретных практических планов и проектов реализации поставленных целей.


Главной отличительной чертой стратегии развития региона в сравнении с национальной стратегией является наличие в ней четко выраженного пространственного фактора. Важность этого фактора определяется более высоким уровнем открытости региона для внешних взаимодействий, поскольку регион участвует не только в межрегиональной, но и в международной конкуренции.


Открытость региона для межрегиональной конкуренции повышает значимость для формирования стратегии географических факторов размещения производства и инфраструктурной составляющей экономических взаимодействий. Кроме того, не обладая полным спектром инструментов управленческих воздействий, существующим на национальном уровне, государственное управление в регионе обладает возможностью гораздо более тесного взаимодействия с местной властью и способно непосредственно учитывать интересы гораздо более широкого спектра групп и агентов, действующих на его территории.


В этой связи стратегия развития региона - в значительной степени стратегия изменения его экономического пространства, определяемая генеральной целью развития и учитывающая совокупное воздействие на регион трех главных факторов: конкурентной среды региона, сложившейся структуры экономики региона и ее пространственной организации.


Разработка Стратегии велась на основе анализа взаимодействия трех этих факторов с выделением на территории Смоленской области территориально распределенных точек экономического развития, формирующихся вокруг крупнейших городов области - Смоленска, Вязьмы, Сафоново, Гагарина и Рославля. Определение полисов роста предполагает концентрацию ресурсов развития на достаточно узких участках с целью максимизации отдачи от задействования этих ресурсов.


В свою очередь, определение ключевых комплексов экономики региона проводилось с учетом анализа и прогноза конкурентной среды региона, в качестве которой рассматривались регионы - соседи Смоленской области по европейской части России в сфере межрегиональной конкуренции и страны ближайшего международного окружения. К межрегиональным конкурентам Смоленской области отнесены (в силу их наибольшей географической близости и социально-экономической схожести) Брянская, Калужская и Тверская области. В качестве международного конкурентного окружения рассматриваются Республика Беларусь, Литва и Латвия.


Результатом Стратегии является определение будущего образа Смоленской области, стратегических приоритетов развития, а также состава и объема ресурсов, необходимых для достижения этого образа. Определение будущего образа Смоленской области в Стратегии исходит из трех основополагающих принципов:


- необходимости достижения более высоких, чем достигнутые на момент начала реализации Стратегии, стандартов и показателей развития экономики Смоленской области;


- необходимости такого будущего состояния экономики Смоленской области, которое было бы лучше других сопоставимых региональных систем;


- необходимости использования при построении будущего образа экономики Смоленской области лучших практик из уже накопленного опыта и капитала развития.


Результаты анализа взаимодействия внутренних и внешних факторов развития Смоленской области ложатся в основу трех сформулированных сценариев развития Смоленской области: инерционного, базового и целевого.


В рамках целевого сценария развития определены проекты развития, представляющие собой комплексы мер институционального и инвестиционного характера в приоритетных областях и отраслях экономики Смоленской области, необходимые и достаточные для устранения выявленных ограничений развития и рациональной максимизации использования потенциала развития Смоленской области для достижения целей Стратегии.


В прогнозной модели экономической системы Смоленской области выделены функциональные блоки производства, доходов, потребления и цен, а также координирующий блок. В координирующем блоке с целью получения сбалансированного варианта развития экономической системы региона происходит уточнение желаемых планов отраслей и экономических агентов с результатами оценки прогнозов развития конкурентного окружения.



1.2. Национальные приоритеты, реализуемые на территории Смоленской области


Стратегические приоритеты развития Российской Федерации определены и уточнены в части задач и подходов к их решению в следующих основополагающих документах: Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утверждены Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.).


(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 13.09.2022 N 645)


Ряд других документов также затрагивает или включает в себя отдельные аспекты стратегического планирования развития Российской Федерации, в том числе Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, а также другие документы стратегического планирования Российской Федерации. Однако в качестве основополагающих выступают именно Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", поскольку они в наиболее полной мере отражают собственно стратегическую систему приоритетов и основные подходы к их реализации. Остальная система стратегических документов рассматривается как расширяющая и уточняющая их положения.


(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 28.03.2023 N 123)


Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" устанавливают следующие приоритеты в развитии Российской Федерации до 2024 года, а по некоторым направлениям и до 2030 года, в их числе:


(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 13.09.2022 N 645)


1) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;


2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);


3) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;


4) снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;


5) улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;


6) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;


7) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;


8) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции, на уровне, не превышающем 4 процентов;


9) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.


Одновременно с обозначением главных приоритетов национального развития (цели национального уровня) Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены 12 направлений (национальных проектов) для их реализации, в рамках которых формулируются цели, вытекающие из национальных приоритетов, а также задачи, которые должны быть решены для достижения целей.


Необходимо отметить, что действующие национальные приоритеты определены на срок до 2024 года, в то время как стратегия развития Смоленской области формулируется на период до 2030 года. Однако данное несовпадение сроков не является препятствием для согласования приоритетов региона с национальными, поскольку формулировки национальных приоритетов могут давать основания для изменения их перечня с целью смещения акцентов национальной стратегии после 2024 года. Поэтому приоритеты Российской Федерации и Смоленской области после 2024 года могут быть скорректированы посредством актуализации стратегии развития Смоленской области для более полного отражения национальных приоритетов. При этом, хотя абсолютного соответствия между задачами и подходами не существует, уровень "тактической детализации" целей можно признать вполне достаточным для согласования стратегических приоритетов Смоленской области с национальными приоритетами.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»