Вид рисков | Определение факторов риска | Меры управления рисками | Оценка уровня влияния риска | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | Макроэкономические риски | Замедление темпов экономического роста в связи с ухудшением микро- и макроэкономической ситуации и, как следствие, усиление инфляционных процессов, снижение денежных доходов населения. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляции, кризиса банковской системы. Низкие темпы роста показателей социально-экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в ряде муниципальных образований Тульской области. Высокий уровень износа основных промышленно-производственных фондов производственных предприятий. Недостаток ресурсов (финансовых, кадровых, материально-технических) у субъектов малого и среднего предпринимательства для развития | Своевременная корректировка объемов финансирования государственной программы Тульской области | Высокий |
2. | Международные риски | Ужесточение таможенного регулирования | Меры по планированию мероприятий и мониторингу их реализации, формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий государственной программы с указанием сроков их выполнения. Разработка и реализация согласованных межведомственных решений, а также увязка с мерами правового регулирования в рамках других государственных программ Тульской области (госзакупки, госимущество, экономическое регулирование, стратегическое планирование) | Высокий |
3. | Политические риски | Введение санкций и ограничений на поставку продукции производственными предприятиями | Меры по планированию мероприятий и мониторингу их реализации, формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий государственной программы с указанием сроков их выполнения. Разработка и реализация согласованных межведомственных решений, а также увязка с мерами правового регулирования в рамках других государственных программ Тульской области (госзакупки, госимущество, экономическое регулирование, стратегическое планирование) | Высокий |
4. | Природно-климатические риски | Возникновение обстоятельств непреодолимой силы (природные, техногенные катастрофы, вооруженные конфликты) | Риск не поддается управлению со стороны исполнителей и участников программы | Средний |
5. | Законодательные риски | Несвоевременное принятие или неполнота нормативных правовых актов по вопросам реализации региональных программ развития малого и среднего предпринимательства | Оперативное реагирование на изменения федерального законодательства | Низкий |
6. | Социальные риски | Старение трудовых ресурсов в регионе | Осуществление мероприятий по увеличению молодежи в общей численности занятых экономической деятельностью | Средний |
7 | Управленческие (внутренние) риски | Недостаток высококвалифицированных кадров | Обучение и осуществление мониторинга реализации мероприятий, формирование плана реализации государственной программы, содержащего перечень мероприятий государственной программы с указанием сроков их выполнения и определением ответственных лиц | Средний |
Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, политического, управленческого и природно-климатического характера.
Реализация государственной программы сопряжена, прежде всего, с макроэкономическими и политическими рисками. Данные риски связаны с сокращением в ходе реализации государственной программы предусмотренных объемов бюджетных средств и неэффективным использованием ресурсов. Это потребует внесения изменений в государственную программу, пересмотра целевых значений показателей. Управление данными рисками будет обеспечено в рамках организации мониторинга и аналитического сопровождения реализации программы.
В целях минимизации рисков в процессе реализации государственной программы предусматривается создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей в соответствии с планом реализации государственной программы.
В целом к мерам управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированной цели, относятся:
детальное планирование хода реализации программы;
оперативный мониторинг выполнения мероприятий программы;
своевременная актуализация ежегодных планов реализации программы, в том числе состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением планируемых результатов мероприятий программы;
привлечение экспертов к оценке результатов реализации программы;
публичность отчетов и годовых докладов о ходе реализации программы.
Основными ресурсами для реализации государственной программы являются: комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, организации инфраструктуры поддержки предпринимательства, финансовые средства бюджета Тульской области.
Управление реализацией государственной программы осуществляет комитет Тульской области по предпринимательству и потребительскому рынку, который в пределах своих полномочий:
обеспечивает координацию деятельности по реализации мероприятий государственной программы;
разрабатывает нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию государственной программы;