Основными рисками реализации Государственной программы являются финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия в случае изменения социально-экономического положения в республике.
К рискам реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1. Институционально-правовой риск, связанный с отсутствием законодательного регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных Государственной программой (например, развитие коммунальной инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства, финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, коммерческий и некоммерческий наем жилья, жилищно-строительная кооперация и другие), что может привести к невыполнению программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках программы не только в большинстве случаев требует законодательного регулирования, но также может потребовать значительных сроков практического внедрения.
2. Операционные риски, связанные с ошибками управления реализацией Государственной программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Государственной программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Государственной программы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный, поскольку опыт реализации, например республиканской целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы, на 2011 - 2015 годы, на 2015 - 2020 годы, показывает возможность успешного управления данным риском.
3. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием Государственной программы в неполном объеме, как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности Государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от привлечения внебюджетных источников. Однако, учитывая формируемую практику программного бюджетирования в части обеспечения реализации Государственной программы за счет средств бюджетов, а также предусмотренные Государственной программой меры по созданию условий для привлечения средств внебюджетных источников, риск сбоев в реализации Государственной программы по причине недофинансирования можно считать умеренным.
Реализации Государственной программы также угрожают следующие риски, которые связаны с изменением внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации Государственной программы:
1. Риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации Государственной программы может быть качественно оценен как высокий.
2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному снижению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных регионах или муниципалитетах, а также потребовать концентрации средств федерального бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для Государственной программы можно оценить как умеренный.
Меры управления рисками реализации Государственной программы основываются на следующих обстоятельствах:
1. Наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию Государственной программы может оказать реализация институционально-правового и риска ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации Государственной программы. Поскольку в рамках реализации Государственной программы отсутствуют рычаги управления риском ухудшения состояния экономики, наибольшее внимание будет уделяться управлению институционально-правовыми рисками.
2. Управление рисками реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, должно соответствовать задачам и полномочиям существующих органов государственной власти и организаций, задействованных в реализации Государственной программы.
Управление рисками реализации Государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех исполнителей, участвующих в реализации Государственной программы.