ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2019 года N 69-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 527-пп



В целях обеспечения эффективного использования финансовых средств, выделенных, на проведение мероприятий, направленных на содействие занятости населения, в соответствии с законом Белгородской области от 19 декабря 2018 года N 337 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в связи с продлением срока реализации государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2020 годы" Правительство Белгородской области постановляет:


1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 527-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области на 2014 - 2020 годы":


- заголовок к тексту постановления изложить в следующей редакции:


"Об утверждении государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области";


- в пунктах 1, 4 названного постановления слова "на 2014 - 2020 годы" исключить;


- государственную программу Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области", утвержденную в пункте 1 названного постановления, изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Белгородской области
Е.С.САВЧЕНКО



Приложение
к постановлению
Правительства Белгородской области
от 18 февраля 2019 года N 69-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"



Паспорт государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области"

N п/п

Наименование государственной программы Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление по труду и занятости населения Белгородской области

2

Соисполнители государственной программы

Управление по труду и занятости населения Белгородской области;

департамент строительства и транспорта Белгородской области

3

Участники государственной программы

Управление по труду и занятости населения Белгородской области;

департамент строительства и транспорта Белгородской области;

департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области

4

Подпрограммы государственной программы

1. Подпрограмма "Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан".

2. Подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда".

3. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы".

4. Подпрограмма "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве".

5. Подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Белгородскую область соотечественников, проживающих за рубежом"

5

Цель государственной программы

Создание условий для развития эффективного рынка труда, снижение уровня безработицы и социальная поддержка безработных граждан

6

Задачи государственной программы

1. Содействие занятости населения Белгородской области.

2. Улучшение условий и охраны труда.

3. Обеспечение исполнения государственных функций управления по труду и занятости населения Белгородской области.

4. Повышение уровня занятости инвалидов молодого возраста, проживающих на территории Белгородской области.

5. Улучшение демографической ситуации на территории области

7

Сроки и этапы реализации государственной программы

Реализация государственной программы осуществляется в 2 этапа:

1 этап: 2014 - 2020 годы;

2 этап: 2021 - 2025 годы

8

Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета, а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников

Планируемый общий объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах - 7838049,9 тыс. рублей.

Объем финансирования государственной программы в 2014 - 2025 годах за счет средств областного бюджета составит - 3140452,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 244480,0 тыс. рублей;

2015 год - 235569,0 тыс. рублей;

2016 год - 252088,0 тыс. рублей;

2017 год - 238937,0 тыс. рублей;

2018 год - 260536,0 тыс. рублей;

2019 год - 269681,3 тыс. рублей;

2020 год - 272389,9 тыс. рублей;

2021 год - 276686,9 тыс. рублей;

2022 год - 273646,0 тыс. рублей;

2023 год - 273646,0 тыс. рублей;

2024 год - 273646,0 тыс. рублей;

2025 год - 269146,0 тыс. рублей.

Планируемый общий объем финансирования государственной программы за счет средств федерального бюджета в 2014 - 2025 годах составит 4697179,8 тыс. рублей.

Планируемый объем средств в 2018 году из внебюджетных источников финансирования составил 418,0 тыс. рублей

9

Конечные результаты государственной программы

К 2025 году планируется:

1. Уровень общей безработицы - 3,8 процента (по методологии МОТ).

2. Уровень регистрируемой безработицы - 0,67 процента.

3. Коэффициент напряженности на рынке труда - 0,4 единицы



1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Решение проблем безработицы и занятости является важнейшим элементом комплексного преобразования экономики России. Колебания спроса и предложения рабочей силы на рынке труда демонстрируют свою зависимость от целой совокупности факторов: демографической ситуации в регионе, развития экономических, инвестиционных и миграционных процессов, реализации мероприятий государственной политики в области содействия занятости населения.


Ситуация на рынке труда Белгородской области за период с 2008 по 2012 годы формировалась под влиянием процессов, происходящих в экономике, в том числе в сфере занятости населения.


Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, за 2008 - 2012 годы имела тенденцию к незначительному увеличению с 489,8 до 505,7 тыс. человек, или на 3,3 процента в 2012 году по отношению к 2008 году. Вместе с тем, за 2008 - 2012 годы на предприятиях и организациях области было создано 83664 новых рабочих места. Общее количество выбытия работников на крупных и средних предприятиях области компенсировались приемом новых кадров на 5,4 процента, что оказывает влияние на тенденцию снижения высвобождения работников.


В 2012 году региональный рынок труда функционировал в значительно более благоприятных условиях относительно предыдущих трех кризисных лет, наблюдались позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии области, характеризующиеся ростом объемов производства продукции, объемов продаж и прибыли, активизацией инвестиционной деятельности, что сопровождалось увеличением спроса на рабочую силу.


По данным выборочного обследования, проведенного Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, численность экономически активного населения области в 2012 году составила 786,7 тыс. человек, что на 51,4 тыс. человек или 7 процентов больше, чем в 2008 году. Общая численность безработных (по методологии МОТ) снизилась на 1,1 тыс. человек или на 3,6 процента и составила 29,5 тыс. человек. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) равен 3,7 процента против 4,2 процента в 2008 году. Уровень занятости составлял в 2012 году 63,1 процента, что на 2,1 процента больше, чем в 2008 году.


За предоставлением государственных услуг в службу занятости населения Белгородской области ежегодно обращается от 90 до 130 тыс. граждан, из которых по вопросу трудоустройства - более 50,0 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в ОКУ службы занятости населения области, составила 8,1 тыс. человек, что на 2,1 тыс. человек меньше по сравнению с 2008 годом. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2012 года составил 1,04 процента, что на 0,06 процента ниже уровня 2008 года.


Последовательное проведение государственной политики в области содействия занятости населения в регионе является одним из приоритетов Стратегии социально-экономического развития. В 2009 - 2011 годах в результате принятых антикризисных мер удалось стабилизировать ситуацию на региональном рынке труда, не допустить неконтролируемого роста численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, добиться снижения напряженности на рынке труда, уменьшения объемов неполной занятости и обеспечения государственных гарантий гражданам, уволенным в порядке массового высвобождения.


Ожидается, что в ближайшей перспективе численность экономически активного населения области будет увеличиваться незначительно в основном за счет работников старшего возраста. В 2016 году значение этого показателя составляло 793,0 тыс. человек или 0,8 процента, что на 6,3 тыс. человек выше уровня 2012 года.


Уровень общей безработицы будет находиться в пределах 4 процентов к численности экономически активного населения области. Уровень регистрируемой безработицы в 2013 - 2016 годах не превысил 1,1 процента.


Ожидаемый рост производительности труда позволяет предположить, что на фоне снижения общей и регистрируемой безработицы ожидается постепенное повышение среднегодовой численности граждан, занятых в экономике области - в 2016 году их число составило 705,0 тыс. человек, что на 0,5 процента выше, чем в 2012 году.


Росту численности работающих будет способствовать улучшение инвестиционного климата, дальнейшее развитие предприятий в производственном секторе и инновационной сфере по выпуску новых видов конкурентоспособной продукции, активизация предпринимательства на селе, создание новых рабочих мест.


Ожидаемый незначительный рост спроса на рабочую силу, в подавляющем большинстве на высококвалифицированных рабочих, окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. Удовлетворение спроса будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.


В связи с профессионально-квалификационным, а также территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы организации области продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно высококвалифицированных кадров по отдельным профессиям и работников неквалифицированного труда. Это предопределяет необходимость планирования мероприятий по реализации государственной политики в области регулирования рынка труда, включая мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов и привлечению иностранных работников, имеющих высокую квалификацию и узкую специализацию. Одной из задач является оптимизация миграционных потоков в соответствии с потребностью экономики и возможностью инфраструктуры области путем достижения соответствия их объемов и профессионально-квалификационного состава реальным потребностям экономики Белгородской области. В течение нескольких лет в области наблюдается тенденция к снижению привлечения иностранных работников с учетом объективной потребности региона в необходимых специалистах.


Остается сложной проблема трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов, молодежи, лиц предпенсионного возраста, одиноких и многодетных родителей, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. В условиях, когда сохраняется определенное число безработных граждан, длительно состоящих на учете в службе занятости населения, именно для этих категорий граждан необходимы специальные мероприятия по социальной адаптации на рынке труда, обеспечению сохранения мотивации к труду, стимулированию трудоустройства на постоянной основе, повышению уровня их доходов.


При наличии дефицита квалифицированных рабочих кадров одной из приоритетных задач остается активизация работы по профессиональной ориентации граждан, расширение доступа к дополнительному профессиональному обучению. По данным мониторинга управления по труду и занятости населения области, за последние пять лет в два раза снизилась численность выпускников учреждений профессионального образования, состоящих на конец года на учете в органах службы занятости населения, и составила на начало 2013 года 360 человек (1,6 процента от общей численности выпускников), из них выпускники с высшим профессиональным образованием - 62 процента, средним профессиональным образованием - 26 процентов, начальным профессиональным образованием - 12 процентов.


В структуре выпускников учреждений профессионального образования сложилась иная картина. Доля выпускников с высшим образованием составляет 69 процентов, средним профессиональным образованием - 18 процентов, начальным профессиональным образованием - 13 процентов. При этом количество вакансий, заявленных в 2012 году в службу занятости населения области для замещения рабочих профессий, составило 73574, то есть 83 процента от общего числа вакансий.


С целью повышения престижа рабочих профессий и содействия в привлечении молодежи для обучения, трудоустройства по рабочим профессиям Правительством Российской Федерации принято постановление от 7 декабря 2011 года N 1011 "О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии". Конкурс направлен на совершенствование профессиональных умений и навыков работников массовых профессий, формирование позитивного общественного мнения в отношении труда рабочих и привлекательности обучения рабочим профессиям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда. Конкурс проводится ежегодно, начиная с 2012 года в два этапа - на уровне субъектов Российской Федерации и федеральном уровне.


Белгородская область в 2012 году стала первым субъектом Российской Федерации, принимающим финальные состязания Всероссийского конкурса по номинации "Лучший каменщик", которые состоялись 21 июня 2012 года в г. Старый Оскол. В конкурсе приняли участие каменщики из 31 региона Российской Федерации, лучшим среди которых признан представитель г. Белгорода.


Одним из приоритетных направлений деятельности службы занятости региона является профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (протокол от 26 июля 2011 года N АЖ-П8-5284) управлением по труду и занятости населения области был разработан и утвержден комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования (далее - Комплекс мер) на 2013 год.


В ходе реализации Комплекса мер областные казенные учреждения службы занятости населения заключили соглашения с муниципальными органами и учреждениями образования области по взаимодействию в организации профориентационной работы со школьниками с учетом интенсивного использования мобильных центров занятости, проведением мероприятий с учащимися, родителями и педагогами: как на базе учебных заведений, так и непосредственно в центрах занятости населения.


Центрам занятости даны рекомендации по максимальному использованию возможностей оказания государственных услуг по профессиональной ориентации несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет при оформлении их на временное трудоустройство в свободное от учебы время.


В рамках проведения административной реформы в области продолжается работа по внедрению государственных стандартов и административных регламентов по оказанию государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере занятости населения (электронные услуги, электронное правительство, межведомственное информационное взаимодействие).


Наличие проблем рынка труда обуславливает необходимость решения задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами.


Решение имеющихся проблем рынка труда возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Белгородской области, органов местного самоуправления области, общественных, объединений, всех заинтересованных организаций области и при использовании программно-целевых методов планирования в рамках государственной программы.


Реализация государственной программы направлена на проведение государственной политики в сфере занятости населения, ее конкретизацию на региональном уровне с учетом условий Белгородской области, а также на решение специфических проблем занятости населения. В планируемом периоде управлением по труду и занятости населения области будет проводиться работа по повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость за счет более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг в области содействия занятости населения; координации государственной программы с программами социально-экономического развития области, а также инвестиционными и социальными проектами; предоставления ряда государственных услуг в области занятости населения в электронном виде.


Реализация государственной программы позволит трудоустроить к 2020 году не менее 75,7 процента от численности граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, обеспечить сокращение разрыва между общей и регистрируемой безработицей.


Анализ ситуации на рынке труда Белгородской области, ее конкурентных преимуществ и недостатков с точки зрения развития в среднесрочной перспективе требует учета большей совокупности внутренних и внешних факторов. Наиболее важные условия определены и упорядочены по четырем категориям SWOT-анализа (таблица 1).



Таблица 1



SWOT-анализ состояния рынка труда Белгородской области (2013 год)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»