Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 524-пп



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы Г, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Ежегодно Правительством Белгородской области утверждается территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Белгородской области (далее - программа государственных гарантий), разрабатываемая во исполнение постановления Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории области на соответствующий год, а также в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".


Стационарная медицинская помощь населению Белгородской области в рамках программы государственных гарантий в 2013 году оказывается на 11763 койках. В структуре коечного фонда 37,9 процента занимают койки терапевтического профиля, 20,5 процента - хирургического профиля, 14,8 процента - социально значимые, 12,3 процента - акушерско-гинекологического профиля, 4,9 процента - педиатрического профиля, 3,5 процента - онкологического профиля, 2,4 процента - паллиативные, 1,9 процента - офтальмологического профиля, 1,8 процента - отоларингологического профиля.


В условиях круглосуточного стационара медицинская помощь оказывается в медицинских организациях I уровня - 1862 койки, II уровня - 5495 коек, III уровня - 3694 койки.


С целью повышения доступности отдельных видов первичной специализированной помощи предусматривается дальнейшее развитие межмуниципальных центров. На территории области в 2014 году действует 42 центра в 2015 году - 50 центров.


С целью более эффективного использования коечного фонда, исходя из результатов пятилетнего анализа структуры заболеваемости населения, возможности использования стационарзамещающих технологий, медико-экономической эффективности деятельности медицинских организаций и итогов приведения в соответствие объемов медицинской помощи к федеральным нормативам, проведены реструктуризация коечного фонда и перепрофилизация коек на оказание паллиативной медицинской помощи, коек реабилитации, а также расширение межтерриториальных центров (отделений) на базе Алексеевской, Валуйской, Губкинской, Ракитянской, Яковлевской центральных районных больниц и городских больниц городов Белгород и Старый Оскол. Разработана маршрутизация пациентов в соответствии с профилем заболевания. Доставка нуждающихся в специализированной медицинской помощи осуществляется санитарным транспортом медицинских организаций.


Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий составляет в 2013 году 30,3 процента.


Система оплаты медицинской помощи оказывает существенное влияние на реформирование здравоохранения и предполагает достижение одновременно ряда целей: оптимизации мощностей медицинских учреждений, развития первичной медико-санитарной помощи, перераспределения объемов медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап, обеспечения доступности и качества помощи, свободы выбора пациента, профессиональной свободы врача, профилактической направленности здравоохранения.


Оплата медицинской помощи в амбулаторных условиях на основе подушевого норматива на прикрепленное население, в стационарных условиях - по законченному случаю на базе стандартов по единым тарифам, скорой помощи - по тарифам стоимости одного вызова способствует формированию общего дохода учреждения по принципу "деньги за пациентом". Полученный объем финансирования учреждения напрямую зависит от конечного результата его деятельности и заинтересованности каждого сотрудника в конечном результате своей работы.


С целью эффективного использования имеющихся ресурсов в стационарных условиях с 2013 года внедрен новый способ оплаты медицинской помощи по клинико-статистическим группам, что позволяет достичь экономической эффективности, способствует снижению необоснованных издержек на лечение. Данный способ направлен на достижение более полного учета различий в затратах на лечение различных заболеваний, на обеспечение доступности и качества предоставления населению медицинской помощи.


С 2013 года подушевые нормативы рассчитаны исходя из объемов медицинской помощи на одного жителя, оказанной по заболеванию, - 9,1, с профилактической целью - 2,5 и неотложной помощью - 0,75. Это позволяет более объективно оценить работу медицинских учреждений по снижению заболеваемости, увеличению профилактики. Требуется разработать и внедрить механизм стимулирования амбулаторно-поликлинических учреждений за снижение заболеваемости и направления средств подушевого финансирования не только в зависимости от численности приписного населения, но и от достигнутых показателей состояния его здоровья. Необходимо предусмотреть в подушевом нормативе стимулирующую составляющую, которая будет направляться в учреждения при достижении показателей профилактической работы.


В условиях реализации задачи повышения эффективности здравоохранения большое значение занимает результативность бюджетных расходов как соотношение результатов, деятельности и расходов на их достижение. В области с 2013 года осуществлен переход на одноканальное финансирование, что позволит перейти от сметного планирования к свободному распоряжению выделенными ресурсами. Перед менеджментом организаций поставлен вопрос грамотного определения приоритетов развития и оценки достигнутых результатов. Такая система финансирования по расширенному тарифу позволяет руководителям медицинских учреждений направлять заработанные за оказанную медицинскую услугу средства на наиболее приоритетные статьи расходов, оптимизировать расходы, организацию медицинской помощи и развивать приоритетные направления, совершенствовать повышение качества медицинских услуг. Ожидаемый результат - повышение ответственности за использование имеющихся ресурсов, оптимизация расходов, контроль за издержками предоставления услуг путем выбора наиболее экономичного способа их предоставления.


Система здравоохранения области до 2025 года предусматривает механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы, а также поэтапный переход на медицинские услуги и на оказание всего объема медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий через систему обязательного медицинского страхования.


Система оплаты и тарифы должны обеспечить должное вознаграждение учреждениям здравоохранения, способным показать высокую эффективность в предоставлении медицинской помощи, повысить инициативность всех подразделений учреждений и стимулировать их на более качественное и менее затратное медицинское обслуживание населения.


При этом мотивацией медицинских работников к реализации указанных направлений во многом является социальный фактор. Поэтому с целью повышения заработной платы медицинским работникам предусматривается продолжить совершенствование механизмов оценки индивидуального вклада сотрудника, переориентировать их на профилактику, адаптировать их к современным требованиям, переориентировать на профилактику показатели оценки деятельности медицинского персонала, увеличить при этом весовое значение критериев профилактической работы, повысить интенсивность труда в амбулаторно-поликлиническом звене.