Актуальность реализации подпрограммы обусловлена необходимостью значительных организационных изменений в системе дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в связи с наличием социально-демографических изменений, происходящих в области в последние годы, с введением федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).
В области функционируют 85 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в которых воспитываются 9370 детей в возрасте от 1 до 8 лет, в том числе 7723 человека - дети в возрасте от 3 до 7 лет, 1531 человек - дети в возрасте до 3 лет.
Общая потребность населения области в услугах дошкольного образования удовлетворена на 95,4 процента, в том числе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - на 80,5 процента (2017 год - 93,3 процента, в том числе для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - 76 процентов).
Численность детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, поставленных на учет для предоставления места в дошкольных образовательных учреждениях, составляет 2541 человек, численность детей данного возраста, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных учреждениях, - 451 человек. Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, не обеспеченных местом в дошкольных образовательных учреждениях, - 0 человек.
Потребность населения в дошкольном образовании удовлетворяется при помощи индивидуальных предпринимателей города Биробиджана, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
На территории Биробиджана работает 6 индивидуальных предпринимателей, содержащих 9 групп, и одна общественная организация "Берешит", содержащая одну группу. В 2018 году услугой присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в группах дневного пребывания пользовались 119 родителей, чьи дети не обеспечены местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Для поддержки развития негосударственного сектора в сфере дошкольного образования 2 негосударственным детским садам, которые получили лицензию и обеспечивают реализацию стандарта, оказывается финансовая поддержка.
Продолжается развитие предметно-пространственной среды: постепенно приобретается оборудование различной направленности: игровая мебель, игрушки, развивающие игры, интерактивные доски, телевизоры, музыкальные центры, видеопроекторы, электронные пособия, спортивное оборудование, видеокамеры, игровые модули, спортивное оборудование на участки, демонстрационный материал, информационные стенды и др.
Бюджет дошкольных образовательных учреждений формируется с учетом возможности бюджетов муниципальных районов, городского округа области и не отвечает реальной потребности в финансовых средствах, необходимой для оптимального функционирования системы дошкольного образования.
Дефицит финансовых ресурсов в последние годы обусловил снижение качества содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Начиная с 2014 года наблюдается значительное снижение объемов финансирования в части расходов, направляемых на совершенствование материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений во всех муниципальных образованиях области.
Недофинансирование дошкольных образовательных учреждений не позволяет в полном объеме создать современную учебную и материальную базу, широко использовать новые образовательные технологии, что существенно тормозит процесс модернизации системы образования области, не позволяет повысить качество дошкольного образования.
В связи с ограниченными возможностями местных бюджетов, а также подъемом рождаемости детей в последние годы органы местного самоуправления муниципальных образований области не могут решить данную задачу самостоятельно.
С целью комплексного решения проблем обеспечения населения области доступным дошкольным образованием и создания современных безопасных условий для получения детьми качественного дошкольного образования как составной части социально-демографической политики области необходима реализация мероприятий указанного направления, которые позволят осуществить на региональном уровне систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в отношении дошкольного образования детей.
Общее образование является основой для получения жителями области доступного качественного образования всех уровней. Его дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан области.