Действующий

Об утверждении Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи Республики Тыва до 2025 года



3. Методология и основные понятия Концепции


Методологическую основу разработки Концепции составляют три последовательных смысловых уровня, характеризующие человека и его жизнедеятельность: психолого-антропологический, культурно-символический и институциональный. Для воспитательной работы учет этих факторов имеет принципиальное значение, поскольку уровни отражают реальную последовательность формирования личности.


Наиболее важными для Концепции понятиями являются:


воспитание - принятый в данной социальной общности (семье, обществе, государстве) целенаправленный, в частном случае - педагогически организованный, процесс "глубинного" усвоения человеком тех или иных ценностей, культурных образцов поведения и социальных норм. Воспитание достигает своей цели, если доходит до уровня формирования человеческой натуры, когда культура (воспитанность) становится "второй натурой". По этому критерию отличают процессы воспитания, образования и обучения подрастающего поколения. Образование, в основном, имеет собственно культурный "компетентностный" смысл, а обучение - функциональный (институциональный) смысл;


духовно-нравственное развитие личности - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;


духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия подрастающим поколением базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (православие, буддизм, ислам, иудаизм);


патриотизм - чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.