Воспитанию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно-нравственные ценности личности формируются в семье, социальных (общественных) сообществах, в коллективах сферы образования, культуры, здравоохранения, спорта, массовой информации и т.д.
Воспитание - принятый в социальной общности (семье, общине, государстве) целенаправленный, в частном случае - педагогически организованный, процесс "глубинного" усвоения человеком тех или иных ценностей, культурных образцов поведения и социальных норм. Воспитание достигает своей цели, если доходит до уровня формирования человеческой натуры, когда культура (воспитанность) становится "второй натурой". Но этому критерию отвечают процессы воспитания, образования и обучения. Образование в основном имеет собственно культурный "компетентностный" смысл, а обучение - функциональный (институциональный) смысл.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни подрастающего поколения осуществляется на основе следующих принципов:
1) нравственного примера родителей (значимых для ребенка взрослых), семьи;
2) нравственного примера всех участников воспитательного процесса (работников образования, культуры, здравоохранения, спорта и социальной (общественной) сферы);
3) социально-воспитательного партнерства;
4) индивидуально-личностного развития;
4) интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
5) социальной востребованности воспитания;
6) уважения к Отечественной истории и родному языку;
7) информационной защищенности.