Действующий

Верховный Суд Российской Федерации

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 ноября 2018 года N 5-АПГ18-125

[Об оставлении без изменения решения суда об удовлетворении иска о признании недействующими пунктов 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП]

(Извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Зинченко И.Н., судей Калининой Л.A. и Корчашкиной Т.Е., при секретаре Костереве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 14 августа 2018 года об удовлетворении административного иска публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" о признании недействующими пунктов 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции от 28 ноября 2017 года N 911-ПП.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП приложение 1 изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.

В указанный Перечень на 2018 год включены здания трансформаторных подстанций со следующими кадастровыми номерами:

77:01:0001027:3934, расположенное по адресу: г.Москва, бульвар Покровский, д.3, стр.11 (пункт 558);

77:01:0003005:2327, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Казакова, д.8-8А, стр.12 (пункт 3042);

77:01:0003033:2698, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Гаврикова, д.11, стр.6 (пункт 3661);

77:01:0003043:4343, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Гиляровского, д.21, стр.3 (пункт 3867);

77:01:0006018:1037, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Кожевническая, д.15, стр.3 (пункт 5595);

77:02:0011005:1045, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Кольская, д.8, стр.16 (пункт 6970);

77:05:0001002:6344 расположенное по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, д.20, строение 6 (пункт 13569);

77:09:0001023:4200, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Выборгская, д.16, корп.2, стр.6 (пункт 20380);

77:09:0003012:3655, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Коптевская, д.63, корп.3 (пункт 21049).

Публичное акционерное общество "Московская объединённая электросетевая компания" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 558, 3042, 3661, 3867, 5595, 6970, 13569, 20380, 21049 Перечня, ссылаясь на то, что является собственником указанных зданий трансформаторных подстанций, составляющих инфраструктуру энергетического предприятия и являющихся неотделимым компонентом единого производственного комплекса, не обладающих предусмотренными статьёй 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данных зданий в Перечень неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

Решением Московского городского суда от 14 августа 2018 года административный иск удовлетворён.

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ПАО "МОЭСК" и прокуратурой города Москвы представлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1 статьи 1.1).

Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий, содержащихся в указанных пунктах. Одним из таких условий является расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с определённым видом разрешённого использования. В случае если вид разрешённого использования земельного участка, на котором располагается объект недвижимости, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, то для целей статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации такой объект признаётся административно-деловым центром, если же предусматривается размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, то такой объект считается торговым центром (комплексом).

Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве", пунктом 3.2 которого предусмотрено, что разрешённое использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков".

Размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами (в частности, размещение трансформаторных подстанций) отнесено названным классификатором к виду разрешённого использования земельного участка "коммунальное обслуживание" (код 3.1).

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами по делу, здания трансформаторных подстанций, принадлежащие ПАО "МОЭСК" на праве собственности, расположены на земельных участках со следующими видами разрешённого использования:

- здание с кадастровым номером 77:01:0001027:3934 - "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)";

- здание с кадастровым номером 77:01:0003005:2327 - "эксплуатация части здания под мастерскую по ремонту бытовой техники";

- здание с кадастровым номером 77:01:0003033:2698 - "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5, 1.2.6, 1.2.11)";

- здание с кадастровым номером 77:01:0003043:4343 - "эксплуатация части здания под магазин продовольственных товаров";

- здание с кадастровым номером 77:01:0006018:1037 - "участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1.2.5/1.2.6/1.2.7/1.2.11/1.2.17)";

- здание с кадастровым номером 77:02:0011005:1045 - "магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, объектов общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)";

- здание с кадастровым номером 77:05:0001002:6344 - "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.5/1.2.9/1.2.7/1.2.7/1.2.10)";

- здание с кадастровым номером 77:09:0001023:4200 - "эксплуатация книготорговой базы";

- здание с кадастровым номером 77:09:0003012:3655 - "эксплуатация существующих строений с целью торговли продукцией произв.-технического назначения, организации оптовой и розничной торговли пром. товарами, комиссионной и посылочной торговли импортными и другими товарами, продажи товаров по каталогам".

Перечисленные выше здания трансформаторных подстанций включены Правительством Москвы в оспариваемый Перечень по единственному критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций", а именно по виду разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания.

Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" трансформаторные подстанции отнесены к объектам электросетевого хозяйства (статья 3).

Трансформаторная подстанция представляет собой электрическую подстанцию, предназначенную для преобразования электрической энергии одного напряжения в энергию другого напряжения с помощью трансформаторов (ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения").

Как следует из Устава публичного акционерного общества "Московская объединённая электросетевая компания", основным видом деятельности общества являются технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям и передача электрической энергии.

При таких данных, удовлетворяя административный иск, суд правильно исходил из того, что здания трансформаторных подстанций, будучи объектом электросетевого хозяйства, не могут расцениваться как офисы, объекты торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Московского городского суда от 14 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка