1. Правила по охране труда в морских и речных портах (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, а также к работам по обеспечению перегрузочных процессов и перевозке работников по территории портов и акватории судами портового флота (далее - портовые работы).
Работы по перегрузке, складированию, хранению жидких и газообразных грузов, транспортируемых наливом, а также производство работ на нефтебазах, в автогаражах, ремонтно-механических мастерских, на ремонтно-строительных участках морского или речного порта проводятся с учетом особенностей, установленных нормативно-правовыми актами, регламентирующими требования по перегрузке, складированию, хранению указанных грузов и к производству работ.
________________
Приказ Минтруда России от 6 февраля 2018 г. N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте" (зарегистрирован Минюстом России 23 марта 2018 г., регистрационный N 50488) (далее - Правила по охране труда на автомобильном транспорте);
приказ Минтруда России от 23 июня 2016 г. N 310н "Об утверждении Правил по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования" (зарегистрирован Минюстом России 15 июля 2016 г., регистрационный N 42880);
приказ Минтруда России от 17 августа 2015 года N 552н "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями" (зарегистрирован Минюстом России 2 октября 2015 г., регистрационный N 39125) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России от 20 декабря 2018 г. N 826н (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2019 г., регистрационный N 53418) (далее - Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями).
Работы по перегрузке, складированию, хранению опасных грузов осуществляются с учетом Международного морского кодекса по опасным грузам.
________________
Международный морской кодекс по опасным грузам (опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте http://publication.pravo.gov.ru/Docmnent/View/0001201707280021, 28 июля 2017 г.) (далее - Международный морской кодекс по опасным грузам).
Классификация опасных грузов установлена Международным морским кодексом по опасным грузами и ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка". Дополнительно классификация опасных грузов приведена в главе 2.1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - Соглашение). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (пункты 1, 3)( )Российская Федерация присоединилась к Соглашению. Обязанности компетентного органа по Соглашению возложены на Министерство транспорта Российской Федерации.
________________
ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957; ИПК Издательство стандартов, 2004 г.).
"Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ/ADR) (заключено в г.Женеве 30 сентября 1957 г.).
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 76 "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст.508).
2. Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), осуществляющими организацию и выполнение портовых работ (далее - работодатели).
Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
3. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении портовых работ (далее - организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, выполняющими портовые работы (далее - работники), представительного органа (при наличии).
4. В случае применения технологического оборудования, технологической оснастки и выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
________________
Статья 211 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2009, N 30, ст.3732).
5. Работодатель обязан обеспечить:
1) безопасность портовых работ, содержание технологического оборудования и технологической оснастки в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;
2) обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
3) контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
6. При выполнении портовых работ на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
1) движущихся портовых перегрузочных машин, промышленного транспорта, подвижных элементов технологического оборудования, перемещаемых грузов;
2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, перемещаемого груза);
3) повышенного уровня шума и вибрации;
4) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;