За период нахождения Республики Крым и г.Севастополя в составе Российской Федерации в целом осуществлена их интеграция в правовое, экономическое, финансовое и социальное пространство Российской Федерации.
Преодолены критические инфраструктурные ограничения. Построены ключевые объекты транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Построены Крымский мост и трасса "Таврида", которые позволяют обеспечить транспортное сообщение Крыма с материковой частью, новый аэровокзальный комплекс международного аэропорта Симферополь имени Ивана Константиновича Айвазовского.
Реализованы проекты в сфере энергетики, что позволило создать устойчивую систему стабильного энергосбережения потребителей, находящихся на территории Крымского полуострова. Построены энергетический мост и электростанции - Таврическая и Балаклавская (Севастопольская) парогазовые установки - тепловые электростанции.
Ключевым моментом стало завершение строительства многопрофильного республиканского центра "Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А.Семашко", рассчитанная на 700 мест стационарного пребывания.
В целом динамика развития региона свидетельствует об устойчивости экономики.
Наблюдаются рост среднемесячной заработной платы в Республике Крым с 22,4 тыс. рублей в 2015 году до 38,2 тыс. рублей в 2021 году и в г.Севастополе - с 21,8 тыс. рублей в 2015 году до 40,1 тыс. рублей в 2021 году, а также снижение уровня безработицы в Республике Крым с 7,2 процента в 2015 году до 5,8 процента в 2021 году и в г.Севастополе - с 8,3 процента в 2015 году до 4,2 процента в 2021 году, значение которого в среднем за 2021 год по Республике Крым и г.Севастополю превышало среднероссийский показатель.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2022 года N 2158. - См. предыдущую редакцию)
Среди ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона можно выделить наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, осложнение экологической ситуации из-за значительного уровня техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе нарастание эрозии земель, угрожающий характер оползневых и абразионных процессов, разрушающих береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, а также проблема утилизации бытовых отходов.
Экономический рост обеспечил и повышение собственных доходов консолидированного бюджета Республики Крым и г.Севастополя, что позволило значительно увеличить финансирование всех сфер деятельности.
Одним из ключевых условий успешного социально-экономического развития является благоприятный инвестиционный климат.
На территориях Республики Крым и г.Севастополя с 1 января 2015 г. функционирует свободная экономическая зона, которая способствует привлечению инвестиций и предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Объем инвестиций, осуществленных за 7 лет участниками свободной экономической зоны, достиг 255 млрд. рублей, из них почти 150 млрд. рублей приходится на капитальные вложения, осуществленные участниками свободной экономической зоны за тот же период.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2022 года N 2158. - См. предыдущую редакцию)