Действующий

Об утверждении руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата

Часть IV. Проверка уплаты пошлин

Нормы Кодекса, законов и подзаконных актов

1. Общие требования

1.1. За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, взимаются патентные пошлины, срок и порядок уплаты которых определяются Правительством Российской Федерации.

Размер пошлины должен соответствовать установленному размеру. При уплате пошлины в меньшем размере заявитель может произвести доплату пошлины до установленного размера. При этом дата, на которую пошлина считается уплаченной, будет соответствовать дате произведенной доплаты пошлины до установленного размера или поступления ходатайства плательщика о зачете пошлины (ее недостающей суммы).

Пошлина считается уплаченной в том случае, если она уплачена в установленный срок, в установленном размере и по реквизитам, установленным для уплаты патентных пошлин.

ст.1249 Кодекса,

п.п.1, 7 Положения о пошлинах

Плательщик пошлины

1.2. Плательщиком пошлины может выступать заявитель (физическое или юридическое лицо, обратившееся за совершением юридически значимого действия) либо лицо, действующее по его поручению.

Информация о плательщике пошлины приводится в заявлениях, ходатайствах, форма которых предусматривает указание соответствующих сведений.

Указание в качестве плательщика лица, не являющегося заявителем, рассматривается как поручение заявителя третьему лицу уплатить соответствующую пошлину.

Заполнение сведений о плательщике необходимо для осуществления проверки уплаты пошлины с использованием Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС).

п.4 Положения о пошлинах

1.3. В случае если пошлина уплачена лицом, не указанным в качестве заявителя или плательщика в заявлении о выдаче патента, в последнем поданном заявлении, ходатайстве, в случае обоснованных сомнений заявителю может быть направлен уведомляющий документ о начислении с просьбой подтвердить полномочия плательщика.

Требования к платежному документу

1.4. Платежный документ должен относиться к одному юридически значимому действию, за которое уплачена пошлина.

В платежном документе указываются порядковый номер юридически значимого действия в соответствии с приложением N 1 к Положению о пошлинах, сведения о плательщике (фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или наименование юридического лица) и идентификаторы плательщика, регистрационный номер заявки, патента.

п.5 Положения о пошлинах

1.5. В случае если регистрационный номер заявке еще не присвоен, в платежном документе указываются название изобретения, имя или наименование заявителя.

Если платежный документ относится к нескольким юридически значимым действиям или не указан объект производства, то такой платежный документ не отвечает требованиям, предъявляемым к документам, подтверждающим уплату пошлины.

Исключение составляют случаи, когда в отношении пошлин предусмотрена их одновременная уплата.

п.5 Положения о пошлинах

1.6. В случае если платежный документ не соответствует предъявляемым к нему требованиям, он не может рассматриваться как распоряжение об осуществлении перевода денежных средств.

В этом случае также направляется уведомляющий документ о начислении с просьбой указать, в отношении каких юридически значимых действий или в отношении какого объекта уплачены пошлины.

В этом случае дата, на которую пошлина будет считаться уплаченной, будет соответствовать дате поступления в Роспатент соответствующих пояснений заявителя.

1.7. Представление заявителем платежного документа не является обязательным. При этом заявитель в инициативном порядке может представить такой документ или его копию, которые могут быть приложены соответственно к документам или материалам заявки, ходатайству, заявлению, возражению или сообщению об уплате.

абзац третий п.5 Положения о пошлинах,

п.п.23, 24 Регламента

2. Пошлины, уплачиваемые за совершение юридически значимых действий

2.1. Пошлины взимаются:

1) за регистрацию заявки на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы заявки - 3300 руб. + 700 руб. за каждый пункт формулы изобретения свыше 10;

2) за регистрацию переведенной на национальную фазу международной заявки на изобретение, поданной в соответствии с Договором о патентной кооперации от 19 июня 1970 года, и принятие решения по результатам формальной экспертизы - 3300 руб. + 700 руб. за каждый пункт формулы изобретения свыше 10 + 700 руб. за каждый пункт формулы международной заявки, по которой не был проведен поиск международным поисковым органом;

3) за рассмотрение ходатайства о досрочной публикации сведений о заявке на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения, публикацию сведений - 800 руб.;

4) за рассмотрения ходатайства о внесении в формулу изобретения пункта, отсутствующего в ранее предложенной заявителем и принятой к рассмотрению формуле, и принятие решения по результатам его рассмотрения:

- в случае подачи ходатайства до начала экспертизы заявки на изобретение по существу - 700 руб. за каждый новый пункт формулы,

- в случае подачи ходатайства после начала экспертизы заявки на изобретение по существу - 4700 руб. за каждый новый независимый пункт формулы;

5) за рассмотрение ходатайства о внесении в документы заявки на изобретение изменений в указание заявителя в связи с передачей права на получение патента на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения - 800 руб.;

6) за рассмотрение ходатайства заявителя или третьего лица о проведении информационного поиска по заявке на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения, предоставление результатов поиска до истечения 7 месяцев со дня удовлетворения ходатайства - 9500 руб. + 6200 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 1;

7) за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу:

- в случае подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу при подаче заявки на изобретение и направления отчета об информационном поиске до истечения 7 месяцев со дня удовлетворения ходатайства - 12500 руб. + 9200 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 1,

- в случае подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу после подачи заявки на изобретение и направления отчета об информационном поиске до истечения 12 месяцев со дня удовлетворения ходатайства - 4700 руб. + 2800 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 1, но не более 5 + 5400 руб. за каждый независимый пункт формулы свыше 5,

- в случае подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу после направления отчета о проведении информационного поиска, за проведение которого взимается пошлина в соответствии с подпунктом 1.8 приложения N 1 к Положению о пошлинах, - 3000 руб.;

п.31 Регламента,

подпункты 1.1, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16.1, 1.16.2, 1.17, 1.18, 1.19.1, 1.20, 1.21.1.1-1.21.1.23 приложения N 1 к Положению о пошлинах.

8) за рассмотрение заявления о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель и принятие решения по результатам его рассмотрения - 1500 руб.;

9) за рассмотрение заявления о преобразовании заявки на изобретение в заявку на промышленный образец и принятие решения по результатам его рассмотрения - 1500 руб.;

10) за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока, принятие решения по результатам рассмотрения:

- о продлении срока представления дополнительных материалов в ответ на запрос экспертизы: 800 руб. за каждый месяц продления с 1 по 6 месяц, 1100 руб. за каждый месяц продления с 7 по 10 месяц продления,

- о продлении срока представления сообщения о выборе заявки на идентичное изобретение, заявки на полезную модель, по которой может быть выдан патент: 800 руб. за каждый месяц продления с 1 по 6 месяц, 1100 руб. за каждый месяц продления с 7 по 10 месяц продления,

- о продлении срока представления ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу (не более чем на 2 месяца) - 800 руб. за каждый месяц продления,

- о продлении срока подачи заявки на изобретение с испрашиванием конвенционного приоритета (не более чем на 2 месяца): 800 руб. за каждый месяц продления;

11) за рассмотрение ходатайства о восстановлении пропущенного заявителем установленного законодательством Российской Федерации срока и принятие решения по результатам его рассмотрения:

- о восстановлении срока представления документов или дополнительных материалов по запросу экспертизы - 2100 руб.,

- о восстановлении срока подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу - 2100 руб.;

12) за рассмотрение ходатайства о признании права конвенционного приоритета по заявке на изобретение по ходатайству заявителя и принятие решения по результатам его рассмотрения - 800 руб.;

13) за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента - 3000 руб.;

14) за выдачу патента на изобретение по результатам экспертизы заявки по существу - 1500 руб.;

15) за рассмотрение ходатайства о выдаче дубликата патента на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения - 1500 руб.;

16) за поддержание в силе патента Российской Федерации на изобретение за годы действия, считая с даты подачи заявки (с учетом возможного продления действия патента на изобретение, относящееся к такому продукту, как лекарственное средство, пестицид или агрохимикат):

за третий год - 1700 руб.

за четвертый год - 1700 руб.

за пятый год - 2500 руб.

за шестой год - 2500 руб.

за седьмой год - 3300 руб.

за восьмой год - 3300 руб.

за девятый год - 4900 руб.

за десятый год - 4900 руб.

за одиннадцатый год - 7300 руб.

за двенадцатый год - 7300 руб.

за тринадцатый год - 9800 руб.

за четырнадцатый год - 9800 руб.

за пятнадцатый год - 12200 руб.

за шестнадцатый год - 12200 руб.

за семнадцатый год - 12200 руб.

за восемнадцатый год - 12200 руб.

за девятнадцатый год - 16200 руб.

за двадцатый год - 16200 руб.

за двадцать первый год - 24000 руб.

за двадцать второй год - 24000 руб.

за двадцать третий год - 24000 руб.

за двадцать четвертый год - 24000 руб.

за двадцать пятый год - 24000 руб.

3. Порядок и сроки уплаты пошлин

3.1. Уплата пошлины может быть произведена:

- на основании выставленного (направленного) уведомляющего документа о начислении пошлины за совершение юридически значимого действия, направляемого заявителю по результатам проверки уплаты пошлины при поступлении заявки, заявления, ходатайства;

- самостоятельно, до направления уведомляющего документа о начислении пошлины за совершение юридически значимого действия.

Уплата пошлин производится в течение 2 месяцев со дня направления (выставления) Роспатентом уведомляющего документа о начислении соответствующей пошлины.

Основаниями для направления уведомляющего документа о начислении являются:

- неуплата пошлины;

- уплата пошлины в меньшем размере;

- уплата пошлины лицом, не указанным в заявлении о выдаче патента, в ходатайстве, заявлении, в случае наличия сомнений в отношении лица, уплатившего пошлину;

- несоответствие платежного документа установленным требованиям.

Доплата пошлины может быть произведена до истечения основного срока, предусмотренного для уплаты соответствующей пошлины.

п.8 Положения о пошлинах

3.2. В отношении пошлин за регистрацию заявки на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы (подпункты 1.1 и 1.4 приложения N 1 к Положению о пошлинах), а также за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента (подпункт 1.18 приложения N 1 к Положению о пошлинах) предусмотрено продление сроков их уплаты с предоставлением дополнительного срока, составляющего 12 месяцев со дня истечения установленного двухмесячного срока уплаты.

При этом если пошлины будут уплачены до истечения 6 месяцев, их размер увеличивается на 50%, по истечении 6 месяцев - размер пошлин увеличивается на 100%.

п.9 Положения о пошлинах

3.3. Пошлины за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента (подпункт 1.18 приложения N 1 к Положению о пошлинах) и выдачу патента на изобретение по результатам экспертизы заявки по существу (подпункт 1.19.1 приложения N 1 к Положению о пошлинах) уплачиваются одновременно.

Если срок уплаты пошлин за поддержание патента в силе наступает ранее срока уплаты пошлины за регистрацию изобретения, публикацию сведение о выдаче патента, их уплата осуществляется одновременно.

ст.1393 Кодекса,

п.9 Положения о пошлинах

3.4. Если уплата пошлин не произведена в установленный срок и в установленном размере, заявка на изобретение признается отозванной.

п.2 ст.1393 Кодекса,

п.8 Положения о пошлинах,

п.п.94, 219 Регламента,

п.п.24, 104 Правил

3.5. Уплата пошлин за регистрацию заявки на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы, за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу может быть произведена заявителем самостоятельно до направления уведомляющего документа о начислении соответствующей пошлины.

п.8 Положения о пошлинах

4. Определение размера пошлины

4.1. Соответствие размера уплаченной пошлины размеру, установленному Положением о пошлинах, определяется на дату поступления документов или материалов заявки, ходатайства, заявления соответственно для следующих пошлин:

- за регистрацию заявки на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы заявки;

- за регистрацию переведенной на национальную фазу международной заявки на изобретение, поданной в соответствии с Договором о патентной кооперации от 19 июня 1970 года, и принятие решения по результатам формальной экспертизы;

- за рассмотрение ходатайства о досрочной публикации сведений о заявке на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения, публикацию сведений;

- за рассмотрение ходатайства о внесении в формулу изобретения пункта, отсутствующего в ранее предложенной заявителем и принятой к рассмотрению формуле, и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о внесении в документы заявки на изобретение изменений в указание заявителя в связи с передачей права на получение патента на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства заявителя или третьего лица о проведении информационного поиска по заявке на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения, предоставление результатов поиска до истечения 7 месяцев со дня удовлетворения ходатайства;

п.7 Положения о пошлинах

- за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу;

- за рассмотрение заявления о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение заявления о преобразовании заявки на изобретение в заявку на промышленный образец и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока представления дополнительных материалов в ответ на запрос экспертизы, принятие решения по результатам рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока представления сообщения о выборе заявки на идентичное изобретение, заявки на полезную модель, по которой может быть выдан патент, принятие решения по результатам рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока представления ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу (не более чем на 2 месяца), принятие решения по результатам рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока подачи заявки на изобретение с испрашиванием конвенционного приоритета (не более чем на 2 месяца), принятие решения по результатам рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о восстановлении пропущенного заявителем установленного законодательством Российской Федерации срока представления документов или дополнительных материалов по запросу экспертизы и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о восстановлении пропущенного заявителем установленного законодательством Российской Федерации срока подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о признании права конвенционного приоритета по заявке на изобретение по ходатайству заявителя и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о выдаче дубликата патента на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения.

4.2. Соответствие размера пошлин:

- за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента;

- за выдачу патента на изобретение по результатам экспертизы заявки по существу,

- за поддержание в силе патента Российской Федерации на изобретение за 1-й - 25-й годы действия, считая с даты подачи заявки, установленному размеру определяется на дату их уплаты.

п.7 Положения о пошлинах

5. Проверка уплаты пошлин

5.1. Проверка уплаты пошлины проводится посредством межведомственного информационного взаимодействия Роспатента с Федеральным казначейством. При проведении проверки используется информация, содержащаяся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС), в документах заявки и документе (копии документа), подтверждающем уплату пошлины, если он представлен заявителем.

Административное действие по проверке уплаты пошлин осуществляется сотрудниками, к компетенции которых отнесена проверка уплаты пошлин в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах.

При направлении заявителю уведомляющих документов о начислении целесообразно рекомендовать заявителю представлять информацию о произведенной уплате с целью сокращения сроков проверки уплаты пошлин, в том числе если уплата была произведена не по начислению. При поступлении такого сообщения проверка осуществляется в течение двух недель.

п.п.23, 24, 66 Регламента,

п.23 Правил

Проверка уплаты пошлины за регистрацию заявки на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы

5.2. Проверка проводится в рамках административной процедуры проверки уплаты пошлины и формальной экспертизы заявки.

Административное действие по проверке уплаты пошлины осуществляется в течение двух недель со дня поступления заявки в подразделение, осуществляющее проведение формальной экспертизы заявки.

п.п.65-68 Регламента,

п.22 Правил

5.3. Если в результате проверки уплаты пошлины выявлено, что пошлина в установленном размере и порядке не уплачена или уплачена в уменьшенном размере, заявителю направляется уведомление о начислении соответствующей пошлины, информирующее о необходимости в двухмесячный срок со дня направления уведомления уплатить патентную пошлину в установленном размере либо представить документы, подтверждающие право на уплату пошлин в уменьшенном размере или на освобождение от уплаты пошлин, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В уведомлении указывается на право заявителя представить в инициативном порядке копию документа, подтверждающего уплату патентной пошлины, включая случай, если пошлина была уплачена ранее по инициативе заявителя.

п.п.8, 9 Положения о пошлинах,

п.70 Регламента,

п.23 Правил

5.4. Повторная проверка уплаты пошлины проводится в течение двух недель по истечении установленного двухмесячного срока уплаты пошлин.

Если в результате проверки установлено, что пошлина не уплачена и не представлены документы, подтверждающие право на уплату пошлин в уменьшенном размере или на освобождение от уплаты пошлин, заявителю направляется уведомляющий документ о начислении пошлины, информирующий заявителя о необходимости уплаты пошлины за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы в течение шести месяцев со дня окончания установленного двухмесячного срока уплаты.

При этом размер пошлины за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы увеличивается на 50%.

п.9 Положения о пошлинах,

п.п.70-72 Регламента

5.5. Дополнительная повторная проверка уплаты пошлины проводится в течение двух недель по окончании шести месяцев со дня истечения установленного двухмесячного срока уплаты пошлины.

Если в результате проверки установлено, что пошлина не уплачена и не представлены документы, подтверждающие право на уплату пошлин в уменьшенном размере или на освобождение от уплаты пошлин, заявителю направляется уведомляющий документ о начислении пошлины, информирующий заявителя о необходимости уплаты пошлин за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы в течение шести месяцев со дня окончания установленного шестимесячного срока уплаты.

При этом размер пошлины за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы увеличивается на 100%.

Дополнительная повторная проверка уплаты пошлины проводится в течение двух недель по окончании двенадцати месяцев со дня истечения установленного двухмесячного срока уплаты пошлины.

п.9 Положения о пошлинах

5.6. При направлении заявителю уведомляющих документов о начислении целесообразно рекомендовать заявителю в случае уплаты не по начислению представлять информацию о произведенной уплате, с целью сокращения сроков проверки уплаты пошлин. При поступлении такого сообщения проверка уплаты пошлин осуществляется в течение двух недель.

5.7. Если в результате дополнительной повторной проверки уплаты пошлины, проведенной по истечении установленного срока, выявлено, что пошлины в установленном размере и порядке не уплачены, заявка признается отозванной.

Если в результате проверки подтверждена уплата пошлины в порядке и размерах, предусмотренных Положением о пошлинах, по заявке осуществляется формальная экспертиза.

п.9 Положения о пошлинах,

п.69, 94 Регламента,

п.24 Правил

Проверка уплаты пошлины за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу

5.8. Проверка проводится в рамках административной процедуры рассмотрения ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу.

Рассмотрение ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу осуществляется в порядке, предусмотренном разделом IV части II настоящего Руководства.

Размер пошлины за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу, подлежащей уплате, зависит от сроков подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу.

п.1 ст.1386 Кодекса,

подпункты 1.9.1-1.9.3 приложения N 1 к Положению о пошлинах,

п.121 Регламента,

подпункт 1 п.3, п.35 Правил

5.9. Административное действие по проверке уплаты пошлины осуществляется:

- в течение двух недель со дня завершения формальной экспертизы с положительным результатом в случае подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу при подаче заявки или в ходе осуществления административной процедуры проверки уплаты пошлины и формальной экспертизы;

- в течение двух недель с даты поступления ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу в подразделение, к компетенции которого отнесено, в случае подачи ходатайства после завершения формальной экспертизы с положительным результатом.

п.122 Регламента,

п.п.35, 108 Правил

5.10. Если в результате проверки уплаты пошлины выявлено, что пошлина в установленном размере и порядке не уплачена или уплачена в уменьшенном размере, лицу, подавшему ходатайство, направляется уведомление о начислении соответствующей пошлины, информирующее о необходимости в двухмесячный срок со дня направления уведомления уплатить патентную пошлину в установленном размере либо представить документы, подтверждающие право на уплату пошлин в уменьшенном размере или на освобождение от уплаты пошлин, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В уведомлении указывается на право лица, подавшего ходатайство, представить в инициативном порядке копию документа, подтверждающего уплату патентной пошлины, включая случай, если пошлина была уплачена ранее по инициативе заявителя.

п.8 Положения о пошлинах,

п.п.70, 122 Регламента,

п.п.35, 108 Правил

5.11. При направлении лицу, подавшему ходатайство, уведомляющего документа о начислении целесообразно рекомендовать заявителю в случае уплаты не по начислению представлять информацию о произведенной уплате, с целью сокращения сроков проверки уплаты пошлин. При поступлении такого сообщения проверка уплаты пошлины осуществляется в течение двух недель.

5.12. Повторная проверка уплаты пошлины проводится в течение двух недель по истечении установленного двухмесячного срока уплаты пошлин.

Если в результате проверки уплаты пошлины установлено, что пошлина не уплачена и не представлены документы, подтверждающие право на уплату пошлин в уменьшенном размере или на освобождение от уплаты пошлин, лицу, подавшему ходатайство, направляется уведомление об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу.

п.п.71, 72, 122, 132 Регламента,

п.п.35, 108 Правил

5.13. В случае подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу по истечении установленного срока (три года с даты подачи заявки с возможностью продления срока его представления, но не более чем на 2 месяца, или его восстановления) проверка уплаты пошлины проводится для установления факта поступления уплаченных в счет пошлины денежных средств на соответствующий счет и информирования заявителя о возможности возврата уплаченной суммы.

п.1 ст.1386 Кодекса,

подпункты 1.15.3, 1.16.2 приложения N 1 к Положению о пошлинах

5.14. При поступлении просьбы об отзыве ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу до даты направления уведомления о его удовлетворении ходатайство считается неподанным, а уплаченная патентная пошлина возврату не подлежит, о чем лицо, подавшее указанное ходатайство, уведомляется.

Просьба об отзыве ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу, поступившая после направления уведомления о его удовлетворении, не удовлетворяется, экспертиза заявки по существу не прекращается, уплаченная патентная пошлина возврату не подлежит, о чем лицо, подавшее указанное ходатайство, уведомляется.

п.39 Правил

Проверка уплаты пошлин за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента и за выдачу патента на изобретение по результатам экспертизы заявки по существу

5.15. Проверка проводится в рамках административной процедуры государственной регистрации изобретения в Государственном реестре, публикации сведений о выдаче патента в официальном бюллетене Роспатента и выдачи патента.

ст.1393 Кодекса,

п.9 Положения о пошлинах,

п.203 Регламента,

п.104 Правил

5.16. В случае принятия решения о выдаче патента на изобретение в случае, если заявителю не предоставлено право на освобождение от уплаты патентных пошлин, заявителю направляется уведомляющий документ о начислении для уплаты пошлин в течение установленного двухмесячного срока.

п.8 Положения о пошлинах,

п.101 Правил

5.17. Проверка уплаты пошлин проводится в течение двух недель со дня истечения установленного двухмесячного срока для уплаты пошлин или со дня представления заявителем по собственной инициативе сведений об уплате пошлины и (или) копии документа, подтверждающего уплату пошлины, если таковые представлены.

Если в результате проверки установлено, что пошлины в установленном размере и порядке не уплачены и не представлены документы, подтверждающие право на уплату пошлины за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента в уменьшенном размере или на освобождение от уплаты пошлины, заявителю направляется уведомляющий документ о начислении пошлин, информирующий заявителя о необходимости уплатить пошлины в течение шести месяцев со дня окончания установленного двухмесячного срока уплаты либо представить документы, подтверждающие право на уплату пошлины за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента в уменьшенном размере или на освобождение от уплаты пошлины, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В уведомляющем документе указывается на право заявителя представить в инициативном порядке копию документа, подтверждающего уплату патентной пошлины, если она была уплачена ранее по инициативе заявителя.

При этом размер пошлины за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента увеличивается на 50%.

п.п.8, 9 Положения о пошлинах,

п.п.204, 205 Регламента

5.18. Повторная проверка уплаты пошлины проводится в течение двух недель по окончании шести месяцев со дня истечения установленного двухмесячного срока уплаты пошлин.

Если в результате проверки установлено, что пошлины не уплачены и не представлены документы, подтверждающие право на уплату пошлины за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента в уменьшенном размере или на освобождение от уплаты пошлины, заявителю направляется уведомляющий документ о начислении пошлин, информирующий заявителя о необходимости уплаты пошлин в течение шести месяцев со дня окончания дополнительного шестимесячного срока.

При этом размер пошлины за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента увеличивается на 100%.

п.п.8, 9 Положения о пошлинах,

п.204 Регламента

5.19. Повторная проверка уплаты пошлин проводится в течение двух недель по окончании двенадцати месяцев со дня истечения установленного двухмесячного срока уплаты пошлин.

Если в результате проверки не подтверждена уплата пошлин в порядке и размерах, предусмотренных Положением о пошлинах, заявка признается отозванной.

Если в результате проверки подтверждена уплата пошлин в порядке и размерах, предусмотренных Положением о пошлинах, по заявке осуществляется регистрация изобретения в Государственном реестре, публикация сведений о выдаче патента и выдача патента на изобретение.

п.2 ст.1393 Кодекса,

п.п.209, 219 Регламента,

п.104 Правил

Проверка уплаты пошлин за рассмотрение ходатайств, заявлений, поданных заявителем

5.20. В рамках административной процедуры рассмотрения ходатайств, поданных заявителем, проводится проверка уплаты пошлины:

- за рассмотрение ходатайства о досрочной публикации сведений о заявке на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о внесении в формулу изобретения пункта, отсутствующего в ранее предложенной заявителем и принятой к рассмотрению формуле, и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о внесении в документы заявки на изобретение изменений в указание заявителя в связи с передачей права на получение патента на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства заявителя или третьего лица о проведении информационного поиска по заявке на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения, предоставление результатов поиска до истечения 7 месяцев со дня удовлетворения ходатайства;

- за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока представления дополнительных материалов в ответ на запрос экспертизы и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока представления сообщения о выборе заявки на идентичное изобретение, заявки на полезную модель, по которой может быть выдан патент, принятие решения по результатам его рассмотрения;

ст.1249, п.4 ст.1378, ст.1382, п.1 ст.1383, п.3 ст.1384, п.1 ст.1385, п.п.4, 6 ст.1386, ст.1389 Кодекса,

п.184, подпункт 2 п.191, п.192 Регламента,

п.108 Правил,

подпункты 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.15.1, 1.15.2, 1.15.3, 1.15.4, 1.16.1, 1.16.2, 1.17 приложения N 1 к Положению о пошлинах

- за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока представления ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу (не более чем на 2 месяца), принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о продлении установленного законодательством Российской Федерации срока подачи заявки на изобретение с испрашиванием конвенционного приоритета (не более чем на 2 месяца), принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о восстановлении пропущенного заявителем установленного законодательством Российской Федерации срока представления документов или дополнительных материалов по запросу экспертизы и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о восстановлении пропущенного заявителем установленного законодательством Российской Федерации срока подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение ходатайства о признании права конвенционного приоритета по заявке на изобретение по ходатайству заявителя и принятие решения по результатам его рассмотрения в течение двух недель со дня поступления ходатайства.

В рамках административной процедуры проверки уплаты пошлины и формальной экспертизы заявки и административной процедуры экспертизы заявки по существу проводится проверка уплаты пошлины:

- за рассмотрение заявления о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за рассмотрение заявления о преобразовании заявки на изобретение в заявку на промышленный образец и принятие решения по результатам его рассмотрения

в течение двух недель со дня поступления заявления.

п.1 ст.1379 Кодекса,

подпункты 1.13, 1.14 приложения N 1 к Положению о пошлинах,

п.п.65, 89, 138, 154 Регламента,

п.108 Правил

В рамках административной процедуры выдачи дубликата патента проводится проверка уплаты пошлины:

- за рассмотрение ходатайства о выдаче дубликата патента на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения

в течение двух недель со дня поступления ходатайства.

подпункт 1.20 приложения N 1 к Положению о пошлинах,

п.п.224, 225 Регламента,

п.108 Правил

5.21. Если в результате проверки уплаты пошлины выявлено, что пошлина в установленном размере и порядке не уплачена, заявителю направляется уведомление о начислении, информирующее о необходимости в двухмесячный срок со дня направления уведомления уплатить патентную пошлину в установленном размере и с указанием права заявителя представить в инициативном порядке копию документа, подтверждающего уплату патентной пошлины, в том числе в случае, если она была уплачена ранее по инициативе заявителя.

п.8 Положения о пошлинах,

п.п.23, 24, 89, 154, 194, 225 Регламента,

п.108 Правил

5.22. Если в результате повторной проверки, проведенной в течение двух недель со дня истечения установленного двухмесячного срока для уплаты пошлины, не подтверждена уплата пошлины в порядке и размерах, предусмотренных Положением о пошлинах, поданное ходатайство, заявление не удовлетворяется.

п.п.89, 96, 154, 191, 195, 199, 225, 240 Регламента,

п.108 Правил

5.23. Если в результате проверки подтверждена уплата пошлин в порядке и размерах, предусмотренных Положением о пошлинах, ходатайство, заявление принимается к рассмотрению.

п.п.89, 96, 154, 160, 191, 195, 198, 227 Регламента

6. Порядок и основания освобождения от уплаты пошлин или их уплаты в уменьшенном размере

6.1. Право на освобождение от уплаты пошлин в отношении заявки на изобретение и в отношении патента, выданного по этой заявке, предусмотренное Кодексом, предоставляется на основании заявления, поданного заявителем, являющимся единственным автором изобретения.

Заявление должно содержать обязательство заключить в случае выдачи патента договор об отчуждении патента на условиях, соответствующих установившейся практике, с любым гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом, кто первым изъявит такое желание и уведомит об этом патентообладателя и Роспатент.

Заявление может быть подано до принятия по заявке решения о выдаче патента, либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной.

Уплаченные до подачи заявления пошлины не возвращаются.

Патентообладатель вправе подать в Роспатент ходатайство об отзыве своего заявления в случае, если в течение двух лет со дня публикации сведений о выдаче патента на изобретение, в отношение которого было сделано заявление, в Роспатент не поступит письменное уведомление о желании заключить договор об отчуждении патента. В этом случае пошлины, от уплаты которых заявитель (патентообладатель) был освобожден, подлежат уплате. В дальнейшем патентные пошлины подлежат уплате в установленном порядке.

Сведения о подаче заявления и о его отзыве Роспатент публикует в официальном бюллетене.

п.п.1, 3 ст.1366 Кодекса,

п.210 Регламента,

подпункт 21 п.3, п.14 Правил

6.2. Предоставление права на освобождение от уплаты пошлин или на уплату пошлин в уменьшенном размере, предусмотренного Положением о пошлинах, осуществляется по ходатайству заявителя. Ходатайство подается при обращении в Роспатент за совершением юридически значимого действия.

В отношении пошлины за регистрацию заявки на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы ходатайство подается при подаче документов заявки.

В отношении пошлин за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента, за поддержание в силе патента на изобретение за 3-5 годы действия ходатайство подается до истечения установленного срока уплаты соответствующей пошлины. Ходатайство в отношении предоставления права на освобождение от уплаты или на уплату пошлины за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента в уменьшенном размере подается до регистрации изобретения. В случае подачи указанного ходатайства после регистрации изобретения пошлина за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента не возвращается и ее размер не корректируется.

В ходатайстве должно быть указано, в отношении каких пошлин испрашивается освобождение от уплаты или их уплата в уменьшенном размере, и указывается категория заявителя.

К ходатайству прикладываются документы, подтверждающие статус заявителя.

п.п.13 - 8 Положения о пошлинах,

подпункт 16 п.3 Правил

Лица, имеющие право на освобождение от уплаты пошлин в соответствии с Положением о пошлинах

6.3. Единственный автор-заявитель (патентообладатель), являющийся ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств, освобождается от уплаты пошлин:

- за регистрацию заявки на изобретение и принятие решения по результатам формальной экспертизы заявки;

- за рассмотрение ходатайства о внесении в формулу изобретения пункта, отсутствующего в ранее предложенной заявителем и принятой к рассмотрению формуле, и принятие решения по результатам его рассмотрения;

- за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу;

- за регистрацию изобретения, публикацию сведений о выдаче патента;

- за поддержание в силе патента на изобретение за третий - пятый годы действия, считая с даты подачи заявки.

От уплаты указанных пошлин также освобождается коллектив авторов, каждый из которых является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств.

ст.1249 Кодекса,

п.13 Положения о пошлинах

6.4. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

Закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

2) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

3) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

4) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

6.5. К ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ

6.6. К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в Федеральном законе от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ;

Закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР.

6.7. Право на освобождение от уплаты пошлин также предоставляется:

проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).

Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Указ Президента от 15 октября 1992 г. N 1235

Лица, имеющие право на уплату пошлин в уменьшенном размере в соответствии с Положением о пошлинах

6.8. Право на уплату пошлин, перечисленных в пункте 6.3 части IV настоящего Руководства, в уменьшенном размере предоставляется:

- единственному автору-заявителю (патентообладателю), являющемуся инвалидом и (или) пенсионером, получающим трудовую пенсию по старости, либо лицом, обучающимся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей государственную аккредитацию по соответствующей образовательной программе, научным работником или научно-педагогическим работником в возрасте до 35 лет научной организации или образовательной организации высшего образования, для которого указанное место работы является основным, а также коллективу авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых относится хотя бы к одной из упомянутых категорий заявителей;

- физическому лицу, являющемуся единственным автором изобретения, испрашивающим патент на свое имя, либо обладающим патентом;

- заявителю (патентообладателю), являющемуся научной организацией, образовательной организацией, имеющей государственную аккредитацию, субъектом малого предпринимательства.

п.п.14, 15, 16 Положения о пошлинах

Подтверждение права на освобождение от уплаты пошлин

6.9. Право на освобождение от уплаты пошлин предоставляется на основании заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документа установленного образца, подтверждающего статус заявителя (патентообладателя). К ним относятся заверенная копия удостоверения ветерана Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий.

п.18 Положения о пошлинах,

п.п.1, 2 Инструкции (утв. постановлением N 1122),

п.п.1, 2 Инструкции (утв. постановлением N 763)

6.10. Выдача удостоверения участника Великой Отечественной войны производится уполномоченными органами на выдачу удостоверений по месту жительства.

6.11. Выдача удостоверения ветерана боевых действий производится соответствующими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6.12. Предоставление документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты пошлин, осуществляется однократно.

6.13. При подаче новых ходатайств об освобождении от уплаты пошлин необходимо проверить, указан ли номер заявки, в которой содержатся подтверждающие статус заявителя документы.

Порядок и основания уплаты пошлин в уменьшенном размере

6.14. Для заявителей (патентообладателей), относящихся к категории инвалидов, пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, имеющей государственную аккредитацию по соответствующей образовательной программе, право на уплату пошлин в уменьшенном размере предоставляется на основании заверенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документа установленного образца, подтверждающего статус заявителя (патентообладателя).

К таким документам относятся заверенная копия справки медико-социальной экспертизы, заверенная копия пенсионного удостоверения, справка, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о зачислении лица в образовательное учреждение и дата окончания программы обучения.

п.п.14, 18 Положения о пошлинах

6.15. Предоставление права на уплату пошлин в уменьшенном размере лицу, являющемуся научным работником или научно-педагогическим работником в возрасте до 35 лет научной организации или образовательной организации высшего образования, для которого указанное место работы является основным, осуществляется при представлении документа, удостоверяющего личность, и заверенной работодателем справки с основного места работы.

п.п.14, 18 Положения о пошлинах

6.16. Физическому лицу, являющемуся единственным автором-заявителем, представления каких-либо документов, подтверждающих статус заявителя, не требуется. Проверка осуществляется на основании заявления о выдаче патента на изобретения.

п.15 Положения о пошлинах

6.17. Для подтверждения статуса заявителя - научной организации могут быть использованы следующие документы, содержащие информацию об основном виде деятельности:

- выписка из Устава, в котором указана научная деятельность организации, заверенная уполномоченным лицом этой организации;

- информационное письмо со сведениями из Статистического регистра, в котором в разделе 7 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) также указаны коды 73 или 72;

- выписка из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), содержащая сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (вид деятельности: "научные исследования и разработки" - коды, начинающиеся с 73 по старому классификатору или с 72 по новому классификатору).

Также могут быть представлены и иные документы, содержащие информацию об основном виде деятельности.

Проверка соответствия статуса научной организации осуществляется на основании данных Единого государственного реестра юридических лиц.

п.п.16, 18 Положения о пошлинах,

п.1 ст.3, п.1 ст.5 Закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ

6.18. В качестве документа, подтверждающего статус заявителя - образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, может быть представлена заверенная уполномоченным лицом организации копия свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации либо иной документ, подтверждающий наличие государственной аккредитации.

Проверка соответствия статуса образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, осуществляется на основании Реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

Право на уплату пошлин в уменьшенном размере может быть предоставлено, если в указанном Реестре содержится информация о наличии действующей аккредитации, независимо от ее типа.

п.п.16, 18 Положения о пошлинах,

Постановление Правительства от 18 ноября 2013 г. N 1039

6.19. Заявитель (патентообладатель) - субъект малого предпринимательства вправе представить документы о его соответствии критериям, предъявляемым к субъектам малого предпринимательства, в инициативном порядке.

Проверка соответствия статуса заявителя (патентообладателя) - субъекта малого предпринимательства осуществляется в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на основании идентификаторов заявителя (патентообладателя).

Право на уплату пошлин в уменьшенном размере может быть предоставлено в том случае, если указанный Реестр содержит информацию о том, что субъект относится к малым предприятиям.

При отсутствии указанных сведений в Реестре право на уплату пошлин в уменьшенном размере может быть предоставлено при документальном подтверждении соответствия заявителя (правообладателя) критериям, предъявляемым к субъектам малого предпринимательства.

п.п.16, 18 Положения о пошлинах,

ст.4.1 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ

Снижение размера пошлин при электронном взаимодействии

6.20. В случае ведения переписки с Роспатентом в электронной форме размер установленных пошлин, связанных с рассмотрением заявки на изобретение, снижается на 30%.

п.п.7, 13-16, 19 Положения о пошлинах

6.21. Снижение размера пошлин на 30% распространяется на сниженные размеры пошлин, установленных для отдельных категорий заявителей, указанных в приложении N 2 к Положению о пошлинах.

7. Основания для возврата пошлин

7.1. Пошлина, уплаченная в соответствии с Положением о пошлинах, возврату не подлежит, за исключением случаев:

- уплаты пошлины в размере, превышающем размер, установленный Положением о пошлинах;

- отказа заявителя от совершения юридически значимого действия до обращения за его совершением в уполномоченный орган;

- уплаты пошлины за юридически значимое действие, которое не совершалось.

В указанных случаях сумма уплаченной пошлины возвращается полностью.

В случае направления Роспатентом (ФИПС) уведомления об отсутствии оснований для проведения информационного поиска по заявке на изобретение возврату подлежит 50% суммы уплаченной пошлины:

- за рассмотрение ходатайства заявителя или третьего лица о проведении информационного поиска по заявке на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения, предоставление результатов поиска до истечения 7 месяцев со дня удовлетворения ходатайства;

- за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу в случае подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу при подаче заявки на изобретение и направление отчета об информационном поиске до истечения 7 месяцев со дня удовлетворения ходатайства;

- за принятие решения по результатам экспертизы заявки на изобретение по существу в случае подачи ходатайства о проведении экспертизы по существу после подачи заявки на изобретение и направление отчета об информационном поиске до истечения 12 месяцев со дня удовлетворения ходатайства.

п.6 Положения о пошлинах,

п.2 ст.1386 Кодекса

7.2. Случаи возврата пошлины, уплаченной за юридически значимое действие, которое не совершалось, связаны с установлением отсутствия оснований для его совершения после подачи ходатайства, заявления в Роспатент.

7.3. При уплате нескольких пошлин пошлина, уплаченная за последующее юридически значимое действие, возвращается в случае, если совершение предыдущего юридически значимого действия с отрицательным результатом препятствует совершению последующего юридически значимого действия.

7.4. Не подлежит возврату пошлина, уплаченная в соответствии с Положением о пошлинах в случае, если соответствующее юридически значимое действие совершено с отрицательным результатом, в том числе если в отношении поданного заявления, ходатайства принято решение об отказе в удовлетворении.

Пример.

Возврату подлежит 50% суммы уплаченной пошлины, предусмотренной подпунктом 1.8 приложения N 1 к Положению о пошлинах в случае направления заявителю уведомления об отсутствии оснований для проведения информационного поиска по заявке на изобретение.

В ходе установления возможности отнесения изобретения к объектам, в отношении которых информационный поиск не проводится согласно положениям пункта 2 статьи 1386 Кодекса, было установлено, что заявленное изобретение противоречит принципам гуманности и морали (требования подпункта 4 пункта 4 статьи 1349 Кодекса). В этом случае возврату подлежит 50% уплаченной пошлины за рассмотрение ходатайства заявителя или третьего лица о проведении информационного поиска по заявке на изобретение и принятие решения по результатам его рассмотрения, предоставление результатов информационного поиска до истечения 7 месяцев со дня удовлетворения ходатайства.

7.5. Возврат осуществляется по ходатайству плательщика в течение месяца со дня его поступления в Роспатент.

п.6 Положения о пошлинах

7.6. Плательщик вправе ходатайствовать о зачете средств, поступивших в уплату пошлины, или излишне уплаченной суммы в счет уплаты других пошлин, предусмотренных Положением о пошлинах, уплата которых допустима на дату подачи ходатайства о зачете.

п.6 Положения о пошлинах

7.7. Ходатайство о возврате или зачете средств, поступивших в уплату пошлины (излишне уплаченной суммы пошлины), может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты соответствующей пошлины.

п.6 Положения о пошлинах,

п.11 Правил

7.8. К ходатайству о возврате или зачете средств, поступивших в уплату пошлины (излишне уплаченной суммы), плательщиком по собственной инициативе может быть приложен платежный документ или его копия.

п.6 Положения о пошлинах,

подпункты 17, 18 п.3 Правил

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка