Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Порядком ГИА-9 и ГИА-11 в целях разъяснения особенностей организации и проведения ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
В соответствии с пунктом 44 Порядка ГИА-9 и 53 Порядка ГИА-11 для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена-детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в ОО, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, ОИВ, учредители и загранучреждения организуют проведение экзамена в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Основанием для создания указанных условий является предоставление при подаче заявления на участие в экзаменах:
участниками экзамена с ОВЗ - копии рекомендаций ПМПК;
участниками экзамена - детьми-инвалидами и инвалидами - оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - справка, подтверждающая инвалидность).
Обязательными условиями проведения экзамена при предъявлении вышеуказанных документов являются:
увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение" - на 30 минут);
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
________________
Порядок организации питания (место и форма) и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов определяется ОИВ;
беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Основанием для создания дополнительных условий проведения экзамена, соответствующих состоянию здоровья и психофизическим особенностям каждого участника экзамена, является:
у участников экзамена с ОВЗ - наличие в рекомендациях ПМПК описания дополнительных условий проведения экзамена;
у участников экзамена-инвалидов и детей-инвалидов (наряду со справкой, подтверждающей инвалидность) - наличие рекомендаций ПМПК с описанием необходимых дополнительных условий проведения экзамена.
В соответствии с частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Учитывая, что исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются ПМПК лицами с ОВЗ, отсутствует, необходимо рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения в ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения.
Согласно пункту 23 Положения о ПМПК заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) обучающихся рекомендательный характер.
Предоставленные родителями (законными представителями) обучающихся рекомендации ПМПК являются основанием для создания ОИВ особых условий для обучения и воспитания детей.