В соответствии с пунктами 60, 83 и 98 Порядка ГИА аккредитованные общественные наблюдатели в день проведения экзамена могут присутствовать в ППЭ, а также в РЦОИ и местах работы ПК и КК.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Порядка аккредитации граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей, имеют право осуществлять общественное наблюдение с присутствием в местах проведения ГИА и (или) дистанционно, с использованием информационно-коммуникационных технологий), а также присутствовать в ППЭ при проведении экзаменов, РЦОИ при обработке ЭМ, в местах работы ПК при проверке экзаменационных работ, в местах работы КК при рассмотрении апелляций по вопросам нарушения установленного порядка проведения ГИА, несогласия с выставленными баллами.
________________
ОИВ разрабатывает положение о региональной системе общественного наблюдения, содержащее полномочия общественного наблюдателя (в т.ч. требования к подготовке общественного наблюдателя, участие общественных наблюдателей в пунктах проведения итогового сочинения (изложения), лишение аккредитации за нарушение Порядка ГИА, в том числе этика поведения общественного наблюдателя и др.)
При аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей выдается удостоверение (примерная форма удостоверения представлена в приложении 1* настоящих Методических рекомендаций). К удостоверению общественного наблюдателя прилагается график посещения мест проведения ГИА (приложение 3*) либо график общественного наблюдения в местах проведения ГИА дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий (приложение 4*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
Аккредитующий орган вправе отказать в аккредитации гражданина в случае выявления в его заявлении недостоверных данных, а также возможности возникновения конфликта интересов, выражающегося в наличии у данного гражданина и (или) его близких родственников личной заинтересованности в результате аккредитации его в качестве общественного наблюдателя.
В случае выявления иных коррупционных факторов со стороны гражданина, заявившегося на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя, аккредитующий орган также вправе отказать в аккредитации его в качестве общественного наблюдателя.
В соответствии с пунктом 61 Порядка ГИА допуск общественных наблюдателей в ППЭ во время проведения экзамена осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия. Порядком ГИА не предусмотрена процедура повторного допуска общественного наблюдателя в случае его выхода из ППЭ в день проведения экзамена.
В целях предупреждения нарушений Порядка ГИА, а также возникновения коррупционных рисков в ППЭ во время проведения экзамена повторный допуск общественных наблюдателей, покинувших ППЭ, запрещается.
Для осуществления мониторинга проведения ГИА в субъектах Российской Федерации Рособрнадзор определяет и направляет в субъекты Российской Федерации своих представителей - лиц, назначенных Рособрнадзором.
Допуск указанных лиц на объекты мониторинга ГИА осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия указанных лиц (распорядительный акт Рособрнадзора).
Лица, назначенные Рособрнадзором, осуществляют мониторинг ГИА в соответствии с Порядком ГИА и настоящими Методическими рекомендациями.
Лица, назначенные Рособрнадзором, вправе:
присутствовать на всех объектах мониторинга (ППЭ, РЦОИ, ППЗ, в местах работы ПК и КК);
направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении экзаменов, в Рособрнадзор.
Данные лица обязаны соблюдать Порядок ГИА. За нарушение Порядка ГИА, а также в случае выявления фактов причастности их к коррупционным действиям указанные лица удаляются с объектов мониторинга членами ГЭК и привлекаются к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст.19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.