Статус документа
Статус документа

Руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа"

5.4. Алгоритм оценки ожидаемых частот возникновения аварий и реализации сценариев аварий на линейной части магистральных газопроводов

5.4.1. Оценка ожидаемых частот возникновения аварий на линейной части магистральных газопроводов

5.4.1.1. При оценке (прогнозировании) ожидаемых частот аварий на ЛЧ МГ рекомендуется учитывать:

статистические данные по количеству, частоте и причинам аварий на газопроводах с разными технико-технологическими параметрами, эксплуатирующихся в разных ГТО;

влияние на вероятность нарушения целостности МГ различных внешних и внутренних факторов: природно-климатических условий, технико-технологических, эксплуатационных и возрастных параметров МГ, антропогенных (связанных с промышленно-хозяйственной деятельностью, плотностью населения) и других факторов, изменяющихся, как правило, вдоль трассы МГ.

5.4.1.2. Для оценки (прогнозирования) в рамках проведения КолАР ожидаемых частот аварий на произвольных участках МГ рекомендуется применять методические подходы, использующие принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварий на газопроводах газотранспортной компании (ДО, корпорации, страны) с помощью системы коэффициентов и/или балльных оценок, учитывающих неравнозначное на разных участках трасс МГ влияние на газопровод упомянутых в пункте 5.4.1.1 разнородных факторов.

К преимущественному применению рекомендуется подход, реализующий балльно-факторную оценку ожидаемой частоты аварий на участке газопровода, изложенный в приложении N 5 настоящего Руководства и использующий принцип корректировки среднестатистической удельной частоты аварий на ЛЧ МГ ЕСГ РФ (выраженной в количестве аварий на 1000 км в год и определенной за последние 10 лет) с помощью специально выстроенной системы из 7 групп факторов влияния с установленными экспертным путем весовыми коэффициентами и шкалами балльных оценок факторов применительно как к сухопутным участкам, так и к подводным переходам МГ. Учитываемые факторы влияния условно разделены на "угрожающие" и "защищающие". К первым относятся внешние агрессивные условия и воздействия окружающей природной и социальной среды, нарушения эксплуатационных требований, ко вторым - конструктивно-технологические решения и комплекс эксплуатационных организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение целостности газопровода.

5.4.1.3. В рамках КолАР балльно-факторную оценку ожидаемых удельных частот аварий () на линейной части анализируемого МГ рекомендуется выполнять применительно к заранее выделенным ПОУ данного МГ (пункт 5.3.7). Рассчитанные для каждого ПОУ значения заносятся в таблицу (таблица N 5.6 с примером ее заполнения).

Таблица N 5.6

Ожидаемые удельные частоты аварий на потенциально опасных участках МГ

Номер (n) и положение ПОУ на трассе МГ, км-км

1

км 502,34 - км 503,45

2

км 512,14 - км 514,00

n

км 515,05 - км 516,32

n

км 517,09 - км 518,20

, 1/(1000 км·год)

0,241

0,125

...

0,452

...

0,653

5.4.1.4. Ожидаемая частота (1/год) возникновения аварии на n-ом ПОУ длиной определяется по формуле

,

     
где - ожидаемая удельная частота аварий на n-ом ПОУ, 1/(1000 км·год);


- длина n-го ПОУ, км.

5.4.2. Оценка условных вероятностей и ожидаемых частот реализации расчетных сценариев аварий на линейной части магистральных газопроводов