В соответствии с частью 2 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и согласно статье 32 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" приоритетными направлениями формирования кадрового состава службы являются подготовка кадров для службы, формирование кадрового резерва и его эффективное использование, а также применение современных кадровых технологий при поступлении на службу и ее прохождении.
На реализацию указанных приоритетных направлений формирования кадрового состава в государственных органах и органах местного самоуправления направлены мероприятия по привлечению молодежи на службу.
Одним из инструментов успешной реализации данных мероприятий является заблаговременное выстраивание отношений со студентами и с выпускниками образовательных организаций как в рамках образовательного процесса, так и вне его, в том числе посредством организации прохождения практики и стажировки лучшими студентами и выпускниками образовательных организаций.
Следует отметить, что прохождение практики и стажировки также упоминается в пункте 7 Положения о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1456, которым установлено, что конкурсная комиссия оценивает претендентов на основании представленных документов, а также по результатам конкурсных процедур. В частности, конкурсные процедуры по решению государственного органа могут предусматривать индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, подготовку реферата, прохождение практики, стажировки и другие процедуры, не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Методику проведения конкурсных процедур и критерии оценки претендентов определяет государственный орган.
В настоящее время термин практика юридически определен, в отличие от термина стажировка, поэтому практика рассматривается как обязательная часть образовательной программы (вид учебной деятельности) и осуществляется на основе договора образовательной организации с государственным органом или органом местного самоуправления, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.
В отличие от практики участие в программе стажировки является добровольным процессом формирования и закрепления в рамках реализации практических заданий (функций) профессиональных знаний и умений, ранее полученных лицом в результате теоретической подготовки.
Кроме того, в отличие от практики, в процессе организации которой задействована образовательная организация, стажировка, как правило, предполагает взаимодействие между государственным органом или органом местного самоуправления и гражданами. В этой связи образовательная организация может выступать как посредник, обеспечивая эффективность данного взаимодействия.